Освоение аппликатуры на саксофоне, как правило, не занимает много времени. Каждый, кто недавно начал обучение на саксофоне найдёт в интернете схему и таблицу, и через 1-2 недели будет точно знать, как берётся та или иная нота на саксофоне. Скорее всего, каждый с этого и начинает освоение инструмента. И это правильно, но это не главное.

 

 

А главное в этом процессе то, как правильно поставить пальцы на саксофон, чтобы они работали легко, точно и синхронно. Одно дело, если надо сыграть 2 ноты и совсем другое, когда 192 в определённом темпе и ритме. При этом есть сочетание нот простых в исполнении, а есть очень сложные скачки, которые не то что с первого, но и с десятого раза новичку не сыграть. Поэтому 90% этой публикации посвящены всё-таки правильной постановке пальцев, которая поможет в дальнейшем играть любые, технически сложные мелодии. Отнеситесь к этому серьёзно. Также серьёзно, как вы, надеюсь, отнеслись к амбушюру и постановке дыхания. Этот пост является неким подведением итогов того, что вы уже сделали.
А именно: 1. Вы учили ноты, длительности, элементарную нотную грамоту. Загадочные знаки # и b на линейках не вызывают паники. 2. Неустанно занимались диафрагмальным дыханием, да так, что оно происходит на автомате, и вы о нём не думаете. 3. Амбушюр сформирован ежедневными занятиями, и вы свободно можете заниматься с небольшими перерывами (15 минут) 1-2 часа подряд. К чему это я? К тому, что все недоработки того, что я перечислил, ведут к неправильной работе пальцев, т.е. пальцы напрягаются сильно и поэтому переход от ноты к ноте становится проблемой №1. Исполнении на саксофоне – это всегда напряжение целого ряда мышц. Губы, язык, щёки, диафрагма, всё должно напрягаться, но только не пальцы.
Со временем и дыхание, и амбушюр уже будут работать в обычном режиме, но за пальцами надо следить с самого начала, как только вы начали обучение на саксофоне. Самодисциплина и постоянный контроль пальцев на самостоятельных занятиях требует от вас не только терпения, но и знания того, как работает каждый палец. Этими знаниями я сегодня с вами поделюсь. Добавлю к знаниям, которые дали мне мои учителя, свои наблюдения и опыт, подробно опишу упражнения. И главное, покажу, как заниматься на саксофоне без единого звука или как выучить аппликатуру саксофона вообще без инструмента. Все упражнения и советы просты в исполнении. От вас требуется лишь одно – делать всё не спеша, вдумчиво и сосредоточенно, не пропуская мелочей. Зайдите на мой канал в YouTube , именно так я провожу свои уроки на саксофоне в Спб. Первое правило – не бояться, второе – делать, третье, подчёркиваю его важность, – не торопиться и не спешить. Сразу перейдём с вами к международному обозначению нот, которые надо выучить: C (ДО), D (РЕ), E (МИ), F (ФА), G (СОЛЬ), A (ЛЯ), H (СИ) и Bb (СИ-БЕМОЛЬ). Далее возле нот в скобках я буду писать октаву. Например: F (2) – это нота ФА 2-ой октавы, Ab (1) – нота ЛЯ-БЕМОЛЬ 1-ой октавы. Переходим сразу к практике. Но перед этим объясню вам, что такое аппликатура для любого инструменталиста. Каждый музыкант любую ноту представляет визуально на своём инструменте. К примеру, если назвать гитаристу какую-то ноту, он, скорее всего, представит в голове лад и струну, которую он зажмёт. Тромбонист представит позицию кулисы, а саксофонист сочетание нажатых клапанов. Следующее упражнение я показываю ученикам на 1-2- ом уроке и прогресс идёт в разы быстрей.
Делаем следующее: 4 пальца каждой руки подушечками ставим на большой палец, левая рука на уровне груди, правая ниже на уровне живота, имитируем саксофон. Далее мы идём вверх, по хроматизму (т.е. играем все ноты подряд, по полутонам, на фортепиано это все по порядку клавиши белые и чёрные) от ноты С(1) до ноты F# (3). Отклоняем левый мизинец и в руках у нас, буквально, нота С (1). Возвращаем тот же мизинец и получается нота С# (1). Отпускаем оба мизинца и получаем D (1), добавляем мизинец правой, но уже в голове представляем, что нажали на клапан D# (1). И так далее вверх. Т.е. E (1) будет когда 3 пальца левой ( кроме мизинца) стоят на большом, а на правой руке прижаты указательный и средний. И так по порядку, представляя, что во 2-ой октаве нажимаем большим левым пальцем на октавный клапан. И это движение октавником надо делать обязательно. Доходим вверх до 3-ей октавы и так же как бы нажимаем D#, E, F, F#. Затем спускаемся вниз по хроматизму с той разницей, что теперь у нас в голове не диезные ноты, а бемольные. Вы их уже нажимали. Только, к примеру, вы должны представлять не ноту A#, а Bb, не G#, а Ab. Не поднимайте пальцы слишком далеко от большого. Ноты ниже C (1), т.е. H и Bb тоже представляем и нажимаем левым мизинцем. Контрольное упражнение – проговариваете любую ноту и нажимаете. Делая это упражнение, в первый раз можете поставить перед собой таблицу и схему аппликатуры из интернета. В идеале вы также должны чётко представлять, где каждая нота пишется на нотном стане. Переходим к непосредственной постановке пальцев. И первый палец, о котором я говорю, в первую очередь – это большой палец левой руки (октавный клапан). Во-первых, он является дополнительной опорой для вас, после мундштука, ремня на шее и большого пальца правой руки, который поддерживает саксофон, находясь под крючком. Ставить его надо на площадку, обязательно на косточку 2-ой фаланги. И это правило железобетонно.
Ошибка – ставить этот палец первой фалангой на площадку. Обратите на это внимание сразу и не изобретайте велосипед. Ваша задача будет состоять только в том, чтобы в этом положении палец стоял всегда. Задача нелёгкая, потому что он будет всегда сползать, и вы будете терять эту опору. Выход один – об этом надо помнить и контролировать его головой, в смысле не забывать. Для этого, когда вы берёте саксофон в руки, вы делаете (поставив косточкой), как бы отталкивающее от себя движение, и это тоже важно делать. У некоторых учеников он зачастую отрывается от площадки на 1-2 см. Это грубейшая ошибка. Работа этого пальца зависит от того, какой у вас саксофон и где находится октавный клапан. Если он находится прямо под первой фалангой, то в этом случае так и нажимайте. У некоторых моделей он находится в районе 12-ти часов. Тогда вы будете перекатывать палец вверх, опять же через косточку, а не через фалангу. Обратите на большой палец левой руки особое внимание, когда будете делать упражнения, которые я приведу ниже. Попробуйте нажимать его как можно медленней, чтобы почувствовать его в работе, потому что этот палец физиологически приводит в движение указательный. Без саксофона резко большим пальцем сделайте движение внутрь ладони и вы это увидите воочию. Переходим к остальным пальцам и начинаем с простого упражнения, которое мы делаем до того, как поставить правильно пальцы на саксофон. Ставим указательный палец подушечкой на большой так, чтобы коснуться ногтями. Зафиксировали, и у вас образовалось кольцо.
Теперь немного нажали, если кольцо осталось, то это хорошо и правильно, а если первые две фаланги вогнулись вовнутрь кольца, то это плохо и неправильно. Т.е. при лёгком нажатии ногти двух пальцев должны касаться друг друга. То же самое проделайте с остальными пальцами. Запомните это положение, когда ногти касаются большого пальца, так мы будем ставить пальцы на саксофон. Но об этом чуть позже. Чуть не забыл обратиться к блондинистым девушкам, у которых маникюр и ногти по 2 см, а на саксофоне играть очень хочется. И при этом они не хотят расставаться с маникюром. Милые дамы, я даю для вас пошаговую инструкцию: не набирайте больше в Яндексе и в Гугле запрос: «Как научиться играть на саксофоне?». Длинные ногти оставляем и делаем другой ключевой запрос: «Как научиться играть на арфе или гуслях?» Как говорится и ногти целы и искусство в порядке. Дальше не читайте и не тратьте время. С блондинками разобрались, идём вперёд. Что мы делаем дальше? Мы представляем в руке куриное яйцо. Запястье ровное и мы, как бы, обхватываем это самое яйцо. Не сжимаем, а именно обхватываем и в таком положении ставим пальцы на саксофон. Правую и левую руку. Кисть в расслабленном состоянии. Косточка на октавнике, пальцы стоят, большой палец правой руки под крючком. И вот ещё один важный момент – делаем движение, как делает кошка, когда царапается, т.е. к себе. Если при этом движении первые две фаланги любого пальца выпрямляются и встают «колом», то это неправильно. Так пальцы подвижно и легко не работают. Это происходит зачастую оттого, что при освоении саксофона, ученики наровят сдавить саксофон, как штангу в тренажёрном зале. И этому тоже есть причины – тяжёлая трость, неправильное дыхание и слабый амбушюр. Ход клапанов 1-2 см, пружины имеют жёсткость, но они всё-таки, не от Камаза и не от Белаза. Ещё одно правило, которое вы должны соблюдать с первых дней занятий – не отрывать пальцы от клапанов. Какие бы сочетания нот вы не делали. Следите за этим, т.к. если вы отрываете пальцы от клапанов, то их надо всё – равно всегда возвращать обратно, а это время. И его как всегда не хватает, при исполнении подвижных, и не только, мелодий.
Если правая рука, как правило сразу встаёт хорошо, то с левой (из-за октавника) проблем больше. Но с левой рукой можно и поэкспериментировать, естесственно, в разумных пределах. Можете опустить кисть чуть ниже (прижать локоть к себе) или поднять (чуть поднять локоть). В любом случае пальцы слушаться не хотят, кисть зажимается и мизинцы ведут себя неественно. Просто мышцы безымянных пальцев и мизинцев не совсем развиты, чтобы работать в таком направлении. Для их развития делайте упражнения (смотрите видео). Но от безымянного пальца, вернее от его постановки, зависят все остальные пальцы. Это результат моих наблюдений, хотя, скорее всего, об этом давно известно. Когда пальцы стоят на саксофоне, то в голове вам надо контролировать правильную постановку всего двух безымянных пальцев. Это, друзья, очень важный момент. Попробуйте поставить и нажимать безымянным пальцем в двух положениях: в правильном (палец при касании ногтями образует кольцо) и неправильном (фаланги при нажатии выпрямились). Вы сразу увидите, как ведут себя остальные пальцы. В 1-ом случае они округляются вслед за безымянным (правильно), во 2-ом случае они выпрямляются и делают ластообразное движение (неправльно). Что вы ещё должны контролировать постоянно? Это запястье. От его зажима идёт напряжение на всю кисть. Поэтому о его расслабленном состоянии надо помнить всегда, а не тогда, когда рука уже практически отсохла. Чтобы этого не происходило, надо периодически расслаблять кисти – стряхивать слегка вниз и правую и левую руку. Переходим к упражнениям для пальцев.
Первое самое простое (смотри видео). Рука и кисть лежит на столе, запястье расслаблено, пальцы подушечками лежат на столе. По порядку делаем несколько движений – приподнимаем на 1-2 см каждый палец отдельно и возвращаем обратно. При этом все остальные пальцы касаются стола. Потом делаем всевозможные сочетания. Сначала делаем упражнение отдельно каждой рукой, затем двумя руками с разными вариантами – от простых к сложным. Сложный – это когда указательный и безымянный на столе, а приподнимаем и опускаем мизинец и средний вместе. Но до этого нужно делать сочетание пальцев попроще. Второе упражнение. Берём нотную тетрадь и рисуем скрипичный ключ соль. Отсчитываем 6 строчек вниз и в конце ставим две тактовые черты, что говорит об окончании вашего будущего сочинения. Разделяем каждую строчку тактовой чертой пополам и каждые половинки тоже пополам. В каждой строчке получится 4 такта, а всего 24. Теперь мысленно разделяем первый такт на две половинки и в правой его части пишем ноты, целые по длительности. Ноты любые, в разнобой и наугад- от нижней Bb до F# (3). Желательно ноты в соседних тактах не повторять. Они могут повторяться в разных строчках, ничего страшного. Написали? Ещё не написали? Ну что ж так медленно? В левой половинке такта будем писать знаки перед написанными нотами. В 1-ом — #, во 2-ом — знака нет, в 3-ем – b, в 4-ом — #, в 5-ом – чистая нота, в 6-ом – b и т.д. Дошли до конца. Ставим тетрадь перед собой и берём каждую ноту без саксофона, как я описывал в начале поста. Затем берём инструмент и начинаем обучение на саксофоне без единого звука. Первый вариант: саксофон с мундштуком, встать перед зеркалом, спокойно смотреть в ноты и брать каждую ноту, медленно нажимая. Мундштук во рту (дополнительная опора), а в зеркало вы смотрите и следите, как встал каждый палец и исправляете ошибки, о которых я говорил выше: поднятые слишком высоко пальцы, запястье, октавник и т.д. Второй вариант упражнения. Вы не собираете саксофон, т.е. берёте его в руки без эски, обязательно надев на шею ремень, для того, чтобы не уронить инструмент. Садитесь поудобнее на диван и ставите саксофон между ног или сбоку.
Проделывайте всё то же самое – читаете ноты, следите за пальцами, исправляете ошибки. Смотрите на свои пальцы, как они работают. Прошли 24 такта и переходим ко второй стадии – играем сочетание написанных нот. От первого такта и т.д. И здесь опять же главное – не торопиться. Цель упражнения – чёткость и синхронность, а не скорость перехода от ноты к ноте. Я о правильной постановке уже и не говорю. Как проверяем синхронность! Когда вы занимаетесь без звука, слышен чёткий стук подушек о саксофон. Для опыта возьмите две ноты последовательно – С (2) и D (1). Если вы слышите один чёткий щелчок ТУК, то всё в порядке, а если вы слышите перебор ТРЯМ – БРЯМ, «балалайка», то значит, пальцы работают не чётко и не синхронно. Надо добиться, чтобы переходы от ноты к ноте, сопровождались одним чётким щелчком. Добиваться этого только медленным переходом от такта к такту. Когда всё получится, сделайте то же самое от конца к началу. Работа предстоит не простая, но вы убиваете сразу 40 зайцев: учитесь читать ноты, запоминаете аппликатуру, следите за пальцами, исправляете ошибки. И самое главное у вас появляется связка: ноты на бумаге – голова – пальцы-аппликатура-саксофон. В конечном итоге пальцы привыкают к правильной работе. Вы никого не беспокоите звуками саксофона, а процесс обучения идёт. Я вам гарантирую вам прогресс. 10-15 минут в день и будет результат. А какой же спросите вы? Когда вы будете заниматься со звуком, пальцы сами встанут правильно, и вы не будете отвлекаться на их непослушность и корявость. Но это не говорит, что не надо за ними следить. Контроль постоянный. И здесь вам должен помогать педагог, у которого вы проходите обучение на саксофоне. Слишком много в голове ученика в момент исполнения: пальцы, дыхание, губы, амбушюр, ноты, темп, ритм. За этим всем следит педагог и постоянно исправляет, объясняет и показывает. Если этого нет, то либо вы уже гениальный исполнитель, либо педагогу это не нужно. Тогда самого педагога надо учить, как надо учить других. Во, сюжет! Последнее упражнение в идеале надо делать с метрономом, т.е. переходы в чётком ритме, но это тоже нелегко, поэтому начинайте без него. Можете дополнить это упражнение без звука следующими непростыми сочетаниями нот: 1. С# (2) – D (2) – С# (2). 2. H (1) – С (2) — H (1). 3. Аb (1) – Bb (1). 4. F (1) – F# (1). 5. E (1) — Eb (1).
Забыл сказать о мизинцах обеих рук. Не допускайте их попадания по д клапана G# и D#. Не задирайте их, они должны всегда находиться на своих клапанах и готовы к любым вашим нотам. Мизинцы, кстати, начинают болеть и напрягаться быстрее всех. Стряхивайте руки. И в заключение хочу обратиться к тем людям, которые говорят о неудобности саксофона как инструмента. Кому – то тут неудобно, там палец не дотягивается или работает не так как хочется. Всё это, друзья, вымыслы и лень спокойно вникнуть в суть вопроса. Таким людям я рассказываю историю из моей практики. Приводит мама ко мне сына в первый раз. Я, как правило, краем глаза обращаю внимание на пальцы, губы и т.д. будущего ученика. И тут я вижу, что пальцы настолько короткие, что я засомневался «в успехе нашего предприятия». Задаю вопрос: «Дима, научиться играть хочешь ты или мама хочет?» Говорит: «сам хочу». Я говорю: что будет тяжело, губа будет болеть, спина мокрая, пальцы будут не доставать. Слышу ответ: «я буду стараться». И на самом деле, парень старался так, что картина была такая. Объясняю дыхание, даю упражнения на первом занятии. На втором он всё делает на «4». На третьем занятии я забыл, что надо поправлять и делать замечания по дыханию. Также было и с пальцами. Показал, объяснил. Через 2 недели забыли про пальцы. Поправлял иногда, но по мелочам. Я наблюдал, как же он дотягивается. Тяжело ему было, но всё делал как надо. В результате через полгода мама решила отдать его в престижную музыкальную школу, чему я не препятствовал. И взяли его сразу в 3-й класс, после 6 месяцев занятий у меня.

Кто-то из вас скажет: «Зачем заморачиваться какими-то там постановками пальцев, куриными яйцами и кошачьими движениям? В мире животных, да и только . Меня хвалит педагог и вроде всё получается.» Таким я отвечаю: » Правильно, не стоит мудрить, играйте как играли.» Но будьте готовы к следующему: вы играете. играете, занимаетесь, занимаетесь и конечно растёте. Сложность мелодий возрастает и это естественно и хорошо, если вы конечно не хотите оставаться на уровне » во саду ли в огороде. » И в какой-то момент, а этот момент обязательно наступит, и это я тоже вам гарантирую, пальцы перестанут слушаться, т. е. всё тяжелей и тяжелей будет казаться переходы от ноты к ноте. Плюс ритм, темп, штрихи, синкопы, звук,в общем все то с чем связаны красивые эстрадные и джазовые мелодии. А играть всё желательно легко и непринуждённо. И тут вы вспомните, надеюсь, мой пост и все советы, но время-то тю-тю. А пальчики уже стоят как попало.И вот и начинается не обучение на саксофоне, а переучивание. С уверенностью об этом говорю, потому, что сам переучиваю тех, кто изначально занимался не со мной. И 2-а года занятий у некоторых улетают коту под хвост, как говорится. Элементарных вещей сыграть не могут. Таких, о которых мои ученики уже и забыли, т.к. было это в самом начале наших занятий.

Так что сосредоточенность и целеустремлённость всегда дают свои результаты. Чего я и вам желаю. Писал этот пост 8 часов, думаю не зря. Просто трудно описывать на бумаге то, что могу объяснить за 10 минут, когда даю уроки на саксофоне в Спб. Старался описать пошагово, просто и доступно. Вроде получилось. А от вас требуется только одно – делать, ибо знания без практики это ещё не знания.