Всем, кто взял в руки саксофон, хорошо известен приём звукоизвлечения под названием СУБТОН. Что это такое? Это звучание саксофона, обычно в нижнем регистре, более мягкое, «бархатное», с придыханием. Наиболее ярко этот приём слышен на тенор-саксофоне. Если быть более кратким, то это звук таких исполнителей, как Бэн Вэбстер, Лестер Янг и Стэн Гетц. Кэннэнбол Эдерли и Фил Вудс используют его на альт-саксофоне.

 

 

Конечно им пользуются и другие известные саксофонисты. Использовать субтон можно постоянно, но как правило у большинства саксофонистов его слышно иногда, в балладах и в нижнем регистре. Приём простой и овладеть им я вам помогу. Начинать надо с ноты соль 1-ой октавы. Затем будем спускаться вниз, до ноты си-бемоль. Причём спускаться на легато, Что это значит? Как только взяли ноту соль 1-ой октавы, то тут же, не меняя постановки губ, берём на легато соль-бемоль. Раздуваем так каждую ноту, и так постепенно спускаемся вниз. Затем переходим ко второму шагу. Каждую ноту берём отдельно, языком, и субтон должен получаться. Добиться надо именно этого.

Третий шаг — идём от ноты соль 1-ой вверх и переходим постепенно во вторю октаву. Причём роли не играет, какой у вас мундштук, металлический или эбонитовый. Субтон он и в Африке СУБТОН. Переходим к технике. Что мы при этом делаем с амбушюром? Берём нашу любимую ноту соль 1-ой, как обычно. НОТА СОЛЬ ЗВУЧИТ, а мы при этом сдвигаем нижнюю губу на край мундштука. Сдвигаем медленно. Но если получится это движение сделать быстро, то это тоже хорошо. На чём же держится звук в этом случае? Ведь давление на трость обычное, а губа на краю мундштука. Всё держится на дыхании. Трость может заткнуться. Поэтому я повторюсь, надо пробовать сдвигать нижнюю губу медленно.

Возможно звук по началу будет срываться. Попробуйте взять ноту громче, либо тише. У каждого всё по разному. Можете попробовать поставить нижнюю губу сразу на самый край мундштука. В любом случае всё получится. Приём не такой сложный. Владение им всегда пригодится. После того, как получится этот приём звукоизвлечения, то добавьте для красоты вибрато. Вибрато либо губами, либо дыханием. А как делать вибрато губами или дыханием? Это уже совсем другая история. И я расскажу о ней в следующих постах. Посвящены они будут работе над звуком. Тема непростая, долгая, но интересная.