Прежде всего, вы должны определиться с тем, для чего вам нужен репетитор по саксофону. Далее я буду вести свой диалог с взрослыми людьми. В любом случае вы уже родители. И здесь два варианта: либо вы хотите научиться сами, либо вы хотите научить своих детей играть на саксофоне. Если вы взрослый человек, то скорей всего вы хотите осуществить свою давнюю, может и детскую, мечту – играть на саксофоне. Значит, настал тот момент, когда у вас появилось время и желание.

С семьёй всё в по-рядке и радуют дети. На работе всё стабильно. Всё вроде хорошо, но чего-то всё-таки не хватает. И в музыкалку вы ходили, но родители почему-то настояли на скрипке или на фортепьяно. И хочется чем-то ещё удивить себя и своих близких. Так вот, хочу вас обрадовать и дать несколько советов.

Вы зашли в интернет, нашли несколько вариантов и начали звонить. И если репетитор вам говорит что учиться надо долго и упорно, то можете заканчивать этот разговор. Просто ему нужны надолго ваши деньги. Я, конечно, не говорю о том, что саксофон – это простой инструмент. Но обучение взрослых идёт намного быстрей, чем детей. При выборе репетитора необходимо, конечно, поинтересоваться и образованием педагога. Студенты, которые пытаются учить других, пусть сначала диплом получат, а потом дают объявления по репетиторству. Играть на саксофоне и учить играть на саксофоне других – это немного разные вещи.

А для обучения педагогу всё-таки нужен опыт. А опыт приходит с годами. Почему обучение взрослых идёт быстрее? Взрослый человек более сосредоточен и у него есть конкретная цель. И отвле-каться на гаджеты, «двойку» по математике, принесённую из школы он скорей всего не будет. В общем — то вы, благодаря своему жизненному опыту, из разговора по телефону уже можете иметь представление о репетиторе. Не задавайте наводящие вопросы, а слушайте, какие вопросы задают вам. Но один вопрос всё – таки задать надо: « С чего мы начнём заниматься, и что будем делать на первоначальном этапе?» Ответ репетитора на такой вопрос без упоминания о работе над дыханием, амбушюром и других элементарных вещей считайте неправильным.

Когда мне задают подобные во-просы, я не лицемерю и говорю, как оно будет на самом деле. Этим самым я настраи-ваю ученика на работу, а не на сложности. Будет не просто, но ни настолько, чтобы сразу пасовать. И это вопрос из серии: «А сложно научиться играть на саксофоне?» На что у меня один ответ: « А покажите мне музыкальный инструмент, на котором научиться легко?» И конечно, всё более менее прояснится, после первых недель за-нятий. Вопросы, которые касаются подбора мундштука, трости, тем более саксофона вы должны решать только с репетитором. Если он от этого дистанцируется, то разой-тись вы должны как в море корабли. Переходим к детям. Здесь всё немного сложнее. Потому, что если для обучения взрослых нужен опыт, то для обучения детей опыт, опыт и ещё раз опыт. Я имею вви-ду педагогический. Все педагоги знают, как дóлжно быть, но не каждый знает как это- го «дóлжно» добиться от ученика, тем более от ребёнка. Можно долго говорить как должны, например, стоять пальцы. А объяснить ребёнку, как это сделать просто и элементарно может не каждый. А это время! А время, как известно — это деньги. Причём ваши деньги.

Родители прибегают к помощи репетитора в трёх случаях:

  1. Научить ребёнка играть для себя, в кругу семьи. Вдруг начнёт получаться, а там «видно будет».
  2. Ребёнок уже где-то занимается, но результат не предвидится.
  3. Ребёнок занимается хо-рошо, но вы хотите, чтоб было ещё лучше.

Рассмотрим первый вариант. Как часто вы встречали людей, которые говорят, что у них нет слуха и он не способен к музыке? Я таких людей встречаю постоянно. И задаю при этом один вопрос: « Кто вам об этом сказал?» В большинстве случаев люди говорят, что когда-то в детстве они пошли в музыкальную школу или кружок, и там им об этом торжественно объявили. И с этим комплексом человек растёт. Всё это сказки! НЕСПОСОБНЫХ К МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ НЕТ! Просто повстречался вам и ва-шим родителям не педагог, а АНТИПЕДАГОГ. Как антипедагог проверяет слух ре-бёнка? Он играет на фортепиано несколько нот и просит ребёнка повторить их голо-сом. У ребёнка это не всегда получается. Но педагог «снисходителен» и даёт ещё две попытки. И опять не получилось. Выноситься вердикт и ставится печать — нет слуха. И при этом никто не задумывается о том, что самый сложный музыкальный инструмент – это человеческий голос. И этим инструментом почему-то уже должен владеть 5-6 летний ребёнок.

Надо учесть ещё то, что при этой процедуре ребёнок ещё и волнуется, и зажимается. И окончательную точку в этой истории ставят родители. Где-нибудь в кругу знакомых обязательно скажут, что у моего ребёнка «слуха нет»: «Займёмся мы лучше спортом». Главное, что с музыкой мы уже определились. И причём на всю жизнь. И огромное спасибо за это, конечно же, «педагогу». Какой он молодец!!! Наукой давно доказано, что ребёнок, который занимается музыкой, развивается в два раза быстрей. Привёл это пример для того, чтобы вы взрослые представляли «что та-кое хорошо и что такое плохо». Естественно при выборе педагога. Вас также должен насторожить педагог, который без остановки хвалит вашего ребёнка. Слушать это, конечно, приятно, но стоит призадуматься. Бизнес есть бизнес. Был бы результат от этих похвал. Для одного педагога услышать две ноты от ребёнка – достижение (конечно педагога). А для другого две ноты – это всего лишь ступенька перед третьей. Второй вариант сложнее. И сложность, если можно так сказать, обоюдная. Или педагог не уделяет должного внимания и не может «заразить» ученика занятиями на саксофоне, или ученик сам не занимается. Т.Е. занимается редко, как правило, за день до урока.

Освоение любого инструмента – это, прежде всего труд, как со стороны пе-дагога, так и со стороны ученика. Если педагог выкладывается, а отдачи нет, то про-цесс обучения на саксофоне затягивается. И наоборот, педагог не может увлечь ребён-ка, а ребёнок старается и хочет играть. Но если усилия совпадают с двух сторон сразу, идёт рост по саксофону. В моей педагогической практике такие случаи можно пере- честь по пальцам одной руки. Я сейчас говорю о скорости обучения (качественно у меня играли все). Один показывает результат через 4 месяца, а другой через год. Это не потому, что дети были безталанные, просто по ряду причин не сложилось и всё. Но вернёмся к выбору педагога. И в это момент, когда ребёнок может и хочет, вы решили заниматься дополнительно с другим репетитором. И тут возникает конфликт и сумятица в голове ребёнка.

Поэтому подбор репетитора должен быть более тщательным. В этом случае сразу исключайте вариант репетиторства со студентами. Нужен действительно хороший педагог с опытом. Третий вариант. С одной стороны он проще, с другой стороны сложнее. Необходимо найти педагога, который, скажем так, точечно сможет устранить какие-то недостатки в обучении (техника, звукоизвлечение, теория). Здесь нуден без сомнения профессионал своего дела. И если вы такого найдёте, то ваши затраты окупятся. Такой педагог может заниматься один раз в неделю и направить в нужном направлении уче-ника (например, перед вступительными экзаменами в учебное заведение). Вспоминаю эпизод из книги О.Н. Паганнини. Приехав в Геную с концертами, Паганнини решил посетить учителя музыки и на две недели взял шефство над его учеником. После двух недель занятий учитель послушал своего ученика и сказал, что большему он научить его уже не сможет. Этот пример лишний раз подтверждает насколько важна роль педагога в музыкальном развитии вашего ребёнка.