Особенности дыхания при игре на саксофоне

Этот пост я долго обдумывал и настраивался. Не так просто объяснить правильное дыхание при игре на альт- и тенор — саксофоне, используя буквы, слова и компьютер. Саксофон так же как и другие духовые инструменты ( труба, тромбон, кларнет ) звучит только тогда, когда в него дуешь. Этим он и отличается от других музыкальных инструментов ( гитара, фортепиано, гусли ).

Особенности дыхания при игре на саксофоне

Дыхание и саксофон

Дыхание при игре на саксофоне

Начнём с обычного дыхания. Оно состоит собственно из вдоха и выдоха. Причём по времени вдох и выдох примерно одинаковы. Дальше я буду рассказывать вам о диафрагмальном ( брюшном ) дыхании, которое используют саксофонисты. Что такое диафрагма человека? Диафрагма — это мышца, которая разделяет грудную и брюшную полость. При обычном дыхании диафрагма практически не работает. Соответственно эта мышца не совсем развита. И задача упражнений на дыхание — развить эту самую мышцу.

Начнём со вдоха. Особенность брюшного дыхания, используемого при игре на саксофоне, заключается в следующем — очень короткий и быстрый вдох ( доли секунды ) и медленный выдох с определённым напором напором в маленькое отверстие ( расстояние между тростью и мундштуком ). Причём за короткий вдох необходимо » взять » максимальное количество воздуха. Добиться этого можно, овладев именно диафрагмальным дыханием. В чём его особенность? Воздух » берётся » не в верхнюю часть лёгких, а в нижнюю. При этом интенсивно работает диафрагма.Воздух как бы пропускается мимо верхней части лёгких — вниз живота. Показать всегда легче, чем описать. Но у нас же 21 — ый век. Не беда. Я дополнительно сниму видеоролик, чтоб упростить вам задачу. Про себя могу сказать, что в повседневной жизни я дышу именно таким дыханием. Издержки профессии. Идём дальше. Чтобы освоить диафрагмальное дыхание необходимо не больше месяца. И делается это параллельно занятиям на альт — или тенор — саксофоне. Главное, что правильно освоив это дыхание ( см. в. упражнения ) вы будете дышать на » автомате «, взяв в руки саксофон. Ведь когда берёшь в руки саксофон и начинаешь заниматься думать о дыхании некогда. Надо думать о музыке. Поэтому отнеситесь серьёзно к подразделу » Упражнения «. Кроме того я выпущу видеоролик » Секреты саксофона «, где я покажу вам как быстро и эффективно освоить диафрагмальное дыхание. Не надо бояться. Ничего сложного ( кроме названия » диафрагмальное » ) в этом нет. Какие же цели преследуем мы, пользуясь именно таким особенным дыханием.

 

Цель постановки дыхания

Главная цель — это правильное звукоизвлечение, т. е. соединение поставленного дыхания с правильно поставленным амбушюром. А правильное звукоизвлечение на саксофоне позволит вам владеть инструментом в полной мере. Т. е. владеть прежде всего полноценным и достойным звуком, а также решить проблемы с техникой исполнения ( это касается пальцев ). И самое главное — грамотно управлять строем. Сталкиваясь с незнакомыми мне учениками ( юными,да и не только, саксофонистами ) я всегда обращаю внимание на постановку дыхания. Хотя мне по их звуку как правило всё уже ясно. Нынешние » репетиторы » ( каждый второй студент музыкального колледжа или консерватории ) не придают должного внимания особому дыханию. За этим надо постоянно следить во время занятий, пока у ученика окончательно не сформируется привычка дышать как положено. Я ни в коем случае не хочу сказать, что все репетиторы именно так относятся к обучению игре на саксофоне. Но экземпляры встречаются. Деньги их как правило интересуют больше, чем ученик.

Поставленное правильно дыхание, в дальнейшем даёт возможность работать над особым приёмом — вибрато на саксофоне. Вибрато в свою очередь придаёт звуку на саксофоне индивидуальность и насыщенность. В общем главный результат правильно поставленного дыхания — это правильное звукоизвлечение и красивый в итоге звук. Причём красивый звук можно извлечь не обязательно из дорогого мундштука или саксофона. Правильное диафрогмальное дыхание — основа основ любого «духовика «, а особенно вокалиста ( ну вокалистов пока оставим в покое ).

Работа над дыханием непростая, но нужная. Для этого и существуют определённые упражнения без саксофона. Кроме того я опубликовал пост и видео  Секреты саксофона , где я показываю одно простое упражнение, которое позволит освоить диафрагмальное дыхание за 10 мин. Но упражнения следующего раздела делать надо ОБЯЗАТЕЛЬНО!

 

Упражнения на дыхание для игры на саксофоне

Вот мы и подошли к самому главному — непосредственному выполнению. Пришло время на себе узнать, что такое брюшное дыхание и «с чем его едят «. Не надо бояться. Надо браться и делать. Тем более, что ничего сложного в этом нет. Ведь как — то овладели этим дыханием тысячи музыкантов. А они между прочим начинали так же как и вы! Возможно не получится с первого раза и даже с пятого. Но с десятого получится точно. Я гарантирую. Тем более будет видеоролик на эту тему.

И так начнём. Исходное положение : ноги на ширине плечь, стоим ровно и расслабленно. Одна рука опущена вниз, вторую кладём на живот для контролирования всего процесса ( вдох — выдох ). Губы должны быть в положении ,которое я опишу в разделе, посвящённому амбушюру( губной аппарат ). Хочу сразу сказать,что вдох и выдох делается только «ротом » ( так шутил мой педагог по специальности ). Ведь насморк не повод, чтобы отказаться от занятий.

Делаем медленный глубокий вдох. Как я уже говорил выше, как бы пропускаем воздух мимо верхней части лёгких дальше вниз. Первый признак того, что упражнение » не пошло » — начинают подниматься плечи. Поднялись плечи — останавливаемся и начинаем следующую попытку. Может получится сразу, а может нет. Но всё — равно получится. Куда оно денется! Дети в этой фазе упражнения начинают хитрить и мышцами спины удерживать плечи на месте. Но как говорят в Одессе : » Такие дрова тут не горят ». Всё тело должно быть расслаблено. Работает только диафрагма. Можете считать, что упражнение на вдох получилось, когда живот » надувается «, а рука на нём немного приподнялась. Ура! Получилось. Кстати такие моменты надо запоминать, чтобы ещё раз правильно повторить.

Теперь переходим к самому главному — выдох. Он несколько сложней , чем вдох. Чтобы почувствовать опору на диафрагму при выдохе, я рекомендую вообще закрыть рот , задержать дыхание на 2 — 3 сек. и при абсолютно сомкнутых губах сделать выдох. Вы почувствуете в районе живота некоторое напряжение. Вот это и есть опора на диафрагму. Значит верной дорогой идёшь товарищ саксофонист. После 2 — 3 сек. начинаем выдох » ротом ». Губы немного размыкаем ( см. раздел посвящённый амбушюру ). Выдох делаем медленный — это контролирует рука. Если вы вытолкнули воздух животом ( живот сразу втянулся ), то выдох сделан неверно. Начинаем сначала. Но вдох у вас уже получился и это радует. Вдох — выдох. Занимает это всего секунд 10. Объясняю я это упражнение за 5 мин. мин. Поэтому смотрите моё видео. Большую часть воздуха мы выдохнули, и лишь в конце остаток воздуха в лёгких мы выдыхаем с помощью живота, т. е. постепенно втягиваем. Если всё получилось ,то мы идём дальше. Как в тот лес, где больше дров. Постепенно и не торопясь вы ускоряете вдох ( т.е. делаете его более короткий ). И замедляете выдох ( т. е. делаете его более продолжительный ). Вот в общем — то и всё. Всё, о чём я писал выше, надо делать спокойно, расслаблено, но сосредоточенно. Слушайте своё тело. А то у учеников при исполнении этого упражнения такой умный вид, будто в космос вот — вот полетим.

 

Скажу немного о немаловажных деталях при обучении на саксофоне.

 

  1. Ни в коем случае нельзя делать упражнения на голодный желудок. Необходимо хотя бы немного перекусить. Это касается и занятий на саксофоне.
  2. Не рекомендую также употреблять перед занятиями тазик пельменей. Вдохнуть не сможете.
  3. Упражнения необходимо делать перед зеркалом. В нём видны ошибки ( поднятые плечи ), так и правильно выполненные попытки. Вообще для саксофонистов зеркало является хорошим помощником ( всегда видно как стоишь, ровно или нет, как повёрнута голова, в каком положении пальцы ).
  4. Не надо упражнению на дыхание посвящать 30 мин. или 1 час. Сделали 5 — 10 раз вдох — выдох и достаточно. В течении дня повторили 3 — 4 раза.
  5. Может закружиться голова. Обычно такое бывает при выдохе. Сели и расслабились.
  6. Появились боли в районе живота — сразу останавливаемся и отдыхаем до следующего дня. Особенно это касается детей. Любят они не подать виду что им больно. Не нужны такие подвиги ( об этом я кстати говорю на первом же занятии по саксофону ).
  7. Были у меня кстати ученики с астмой и др. лёгочными заболеваниями. Я конечно не доктор, но после 6 месяцев занятий на саксофоне про болезни лёгких дети забывают.
  8. Не надейтесь, что «само придёт» ( дыхание ). Проверено — не придёт. Дыханием надо заниматься.

Всё, о чём я писал выше, на самом деле просто. Вы поймёте это после недели занятий. Поможет вам в этом моё видео.