Каждый профессиональный музыкант хорошо знает, не понаслышке, о пользе метронома в ежедневных занятиях. Без него не обходится ни один разбор и заучивание музыкального произведения. Невозможно правильно сыграть без метронома ни одной гаммы, этюда или арпеджио. Поэтому этой публикацией я обращаюсь, прежде всего, к начинающим саксофонистам, к тем, кто недавно начал обучение на саксофоне в СПб и не только. Всем тем, кто испытывает трудности при общении с метрономом, и затем откладывает это общение в долгий ящик. Я попробую убедить вас в том, что делать этого не надо, ибо, чем быстрее вы подружитесь с этим строгим товарищем, тем лучше вы станете играть сегодня то, что вчера казалось трудным.

На своих уроках по саксофону я задаю 2 вопроса: «Давно ли брался в руки саксофон (вчера, сегодня, позавчера)? Занимался с метроном или нет?» Зачем я это спрашиваю? Получив ответ на первый вопрос, я выстраиваю сегодняшнее занятие. Отвечая на 2-ой вопрос, ученики немного лукавят. И это лукавство сразу всплывает, как только под метроном начинаем дуть половинные ноты. Это меня удивляет, потому что из урока в урок первые 10 минут мы занимаемся только этим. И так с каждым. Поэтому я решил посвятить этой теме отдельный пост. А будет он длинный, приготовьтесь.

Попробуем для начала разобраться, что такое музыка для всех для нас, неважно, музыкант ты или нет. Музыка, прежде всего, это звуки, которые доходят до нашего слуха. И всё, что создано композиторами и воспроизведено музыкантами за 2000 лет, записано в нотах, имеет определённый темп и ритм. К примеру, бывает музыка медленная или быстрая, сложная и примитивная. Какой бы она не была, она состоит из звуков. А звуки эти не берутся из ниоткуда, они не растут на дереве и их не печатает центральный банк, их делает музыкант – исполнитель. Именно делает, потому что, чтобы звук возник, надо всё-таки сделать какие-то телодвижения на инструменте или голосом. В музыке, друзья, вообще всё банально и просто. Когда задают вопрос: «А как это у вас получается играть на саксофоне?» На «простой» вопрос я даю «простой» ответ: «Да всё просто. Надо в нужный момент сыграть нужную ноту. И всё.» То есть, сыграть надо не абы – кабы и когда, а в нужный момент. Ключевое слово здесь – НУЖНЫЙ, ни на долю секунды раньше и не позже. К этому надо привыкать сразу, когда вы занимаетесь одни. Называется всё это – культура исполнения, а начинается она с таких простых вещей, как игра под метроном. Так вот, чтобы сыграть ноту, гитарист, к примеру, должен дёрнуть и зажать струну одновременно. Зажмёшь не вовремя, звука не будет. Дёрнешь раньше или позже – результат нулевой. Или возьмём, к примеру, вокалистов, там – то вообще всё элементарно. Но это только на первый взгляд. На самом деле – это дыхание, опора, подача, горло, гортань, нёбо, зубы, губы, нос, лоб, пазухи и т.д. В общем, километр ещё всего. И всё это соединяется в один момент и сходится в конечной точке в звук. Извиняюсь, я забыл про уши. Ведь стройно петь вокалистам ещё никто не запрещал. Я имею в виду сейчас профессиональное пение, а не пение в караоке – барах. И даже там, если вы не попадёте в слова, в определённом темпе, то не получите свои 100 баллов и обещанный приз, в виде бутылки шампанского. Поэтому — то человеческий голос считается самым сложным музыкальным инструментом на земле.

Ещё немного терпения и мы дойдём до саксофона. Не могу пройти мимо самого простого (по звукоизвлечению), на первый взгляд, инструмента – фортепиано. Вроде ничего сложного, нажал, вот уже тебе и звук. Это для слушателя. Для пианиста всё выглядит по–другому. Он не использует дыхание, как трубач и не может дёрнуть струну, как гитарист, не может нажать смычком как скрипач. При этом всего 2 см хода клавиши вкладывается и звучит всё от ppp до fff. Вдумайтесь, всего 2 сантиметра и твой палец. Их, правда, десять, но этого не становится легче и проще. Добавьте к этому две педали и две ноги. В музыке вообще всё просто… А если взять волынку… Всё, хватит примеров, а то меня понесло. Резко переходим к обучению на саксофоне в СПб под метроном. Всем известно о вреде курения, но не все знают о вреде занятий без метронома. Мне нравится одно высказывание американского саксофониста: «Занятия без метронома это впустую потраченное время для музыканта». Звук на саксофоне, как вам известно, происходит при нажатии на подушку одним или девятью пальцами. Если взять ноту C# второй октавы, то значит надо отпустить один или девять пальцев. Добавляем к этому дыхание амбушюр, вернее даже сказать совмещаем. То есть, звук появляется, когда вы дуете, говорите ТА и нажимаете на клапан одновременно, чётко и синхронно. Если что – то из перечисленного вы делаете неправильно или не вместе, то звук не берётся, или берётся плохо со второй попытки. Я ещё не рассказал, что такое метроном? Это устройство работает как часы, но отсчитывает удары (бит или доля) в нужном для вас темпе. Каждый удар можно условно считать любой длительностью, от шестнадцатой до целой ноты. Аппликатура саксофона устроена так, что нота берётся при отпускании или нажатии не всегда одного пальца.

На моём канале в ютюбе я посвящу аппликатуре отдельный урок. Для первого знакомства с метрономом проделаем эксперимент. Попробуйте сыграть легато (плавный переход без ТА) всего две половинные (два удара) ноты первой октавы G (соль) и A (ля) в темпе 50. Скорее всего, проблем не будет. В таком же темпе сыграйте две половинные ноты второй октавы C (до) и D (ре). Причём последнее сочетание нот должно прозвучать чётко, без «расчёсок» и «балалаек». В первом и втором случае начало каждой ноты должно чётко совпасть с ударом метронома. Те же самые ноты и в той же последовательности возьмите деташе (языком). Я, примерно, знаю, что у вас получилось. С нотами G и A, скорее всего, проблем не было. Для чистоты эксперимента, в том же темпе возьмите ещё пару-тройку сочетаний всего двух нот: 1. В первой октаве D#- G#, F#- A#, H-D. 2. Во второй октаве A-C, G#-C#, Bb-Eb. И тут вы понимаете, что метроном вам мешает. Я даже знаю почему. Вы то, конечно, играете ровно, и пальцы у вас подвижные, а метроном считает неровно.

Вот и становится он для вас на первом этапе контролёром и врагом. Чтобы начать дружбу с этим нехитрым устройством, попробуйте без саксофона просто попасть хлопками в доли, которые считает метроном. Уверяю вас это тоже непросто, если попадать точно в бит. В нашем эксперименте вы попытались сыграть сочетание двух нот, а в музыке чередование нот бесконечно и последовательность их самая разнообразная. Добавьте к этому всевозможные темпы, от медленного до быстрого. Что же делать, как же быть? Главное не отказываться от метронома, как бы он вам не мешал. Каждый раз, когда вы занимаетесь, начинайте с длинных (половинных или целых) нот и играйте их только под метроном. Здесь вы возможно столкнётесь ещё с одной проблемой – неправильная постановка пальцев. Если у вас неправильно стоят пальцы, то это всё выйдет боком при дальнейшем освоении альт – тенор саксофона. Кто – то из вас скажет, что это ему не надо. Таким читателям мы говорим – до свидания. Даже не читайте до конца пост, потому что пишу я его для людей, думающих, терпеливых и упорных. Именно таким должен быть человек, взявший в руки любой музыкальный инструмент. Иначе нам удачи не видать!

Как же заниматься под метроном? Как сделать его своим помощником и другом? Всё очень просто. Во-первых, отношение к себе должно стать более строгим и требовательным. Всё, что вы играете (гаммы, упражнения, музыкальные произведения) с этого момента играйте под метроном. Начинайте с медленного темпа, к примеру, 50 ударов. Играете с различными штрихами. Если не получается, то понижаем темп до того, в котором всё сыграете качественно. К примеру, снизили темп до 40 и всё получилось. Я имею в виду не один раз, а много и без ошибок. Без ошибок — это когда начало звука каждой ноты (на легато или деташе) чётко совпало с ударом метронома, при этом между нотами не должно быть “дырок”, которые образуются при переходе от ноты к ноте. От чего они появляются ? Каждая нота имеет определённую длительность и звучать она должна от удара метронома до начала следующей ноты (паузы). Поэтому каждую ноту необходимо ДОТЯГИВАТЬ чётко ДО НАЧАЛА СЛЕДУЮЩЕЙ. В этот момент вы поймёте, почему я так акцентирую ваше внимание в своих постах на постановку дыхания.

Что бы вы не играли, всё должно литься, как ручеёк, плавный и спокойный, а не как горная река с порогами и рывками. Играя в медленном темпе, вы добиваетесь, прежде всего, синхронности и чёткости пальцев. И тут наступает следующий очень важный этап. Вам надо сыграть, в конечном итоге, например, в темпе 70, а у вас получается, пока, в темпе 40. Следующий ваш темп будет 43! Не думайте, что это мало и не спешите. 3-это, почти, 10% от 40. Сыграли в темпе 43, но только опять – же чётко и без ошибок. Добавили до 45 и всё повторили. Вам кажется, что прогресса нет, но он есть.

Для проверки сыграйте в темпе 40 и вы поймёте, что получилось легче и проще, чем в первый раз. Конечно, все эти цифры условны, кроме той, на которую вы увеличиваете темп. Запишите результат т следующее занятие начните с темпа 40, потом – 43 – 45 – 48… Приведу пример. При обучении на саксофоне в СПб мы на уроке играли с учеником всего лишь один такт на протяжении 25 минут. Начали с 60 и довели до 95. Хотя ученик говорил, что дома у него получалось в темпе 100. Но всё, что он мне показал, было не ровно и не чётко. Поэтому мы и начали с темпа 60. Это был самый сложный такт в произведении, сыграв который, всё остальное было просто. На следующем занятии повторили всё то — же самое, но только в течение 15 минут. Всё получилось именно потому, что начали с медленного темпа, я исправлял ошибки, ученик сыграл и почувствовал каждую ноту, которая потом не подвела его в быстром темпе. Если вы не сыграли медленно, то вы никогда не сыграете быстро. Помните это правило. Об этом, кстати, говорят все американские саксофонисты на своих мастер-классах. Есть и ещё один эффект от игры в медленном темпе под метроном, чисто психологический. Когда вы играете, пусть медленно, и у вас всё получилось, это доставит больше удовольствия и уверенности, чем, когда сыграли быстро и с ошибками. Не опускайте руки и не расстраивайтесь, если не сразу получается играть чётко и правильно под метроном. Действуйте спокойно и методично, терпеливо и настойчиво, и результат вас порадует. От занятия к занятию будет прогресс, пусть небольшой, но верный.