«ГДЕ Ж ВЫ РАНЬШЕ БЫЛИ?»… «КАК ГДЕ?… ЗДЕСЬ».

История короткая и поучительная. Приобретали ученику саксофон. Продавец приехал прямо на урок. Попробовали инструмент, поторговались, ударили по рукам и начали заниматься. И тут бывший хозяин саксофона Алексей вдруг говорит: «А можно я на уроке посижу?». «Да, пожалуйста, у нас секретов нет». Через 15 минут отзывает меня Алексей в коридор, и, узнав, что ученик занимается всего 1 месяц, сказал сакраментальную фразу продавца: «А нафига я саксофон-то продал? Надо было к вам на урок прийти». Выяснилось, что с репетитором он дул 3 ноты месяц и понял, что самый трудный инструмент на свете – это саксофон. Что я мог сказать? «Вам просто надо купить саксофон и записаться на урок».

КТО ЦЕНИТ МОЙ ТРУД В 200 РУБЛЕЙ – ДО СВИДАНИЯ.

Оставлю этого героя вообще без имени. Но пример характерный. Позанимался парень месяц и пропал. А я ему на тот момент странспонировал и написал мелодию под минусовку. Звоню, а он мне: «Да я тут нашёл другого репетитора, на 200 рублей дешевле». Ну нашёл и нашёл, я никого неволить не собираюсь. Видимо товарищ думал, что там, где дешевле, там и хорошо. Тем более, что репетиторов, нынче, на каждом углу человек по десять. Проходит ещё пару месяцев, раздаётся звонок и выясняется, что наш герой (на тот момент, сменив пару репетиторов) оказывается готов общаться вновь. На что и получил ответ: «Я не учу тех, кто оценил мой труд в 200 рублей».

РЕПЕТИТОРЫ – ШАРЛАТАНЫ.

Не могу пройти мимо ряда рекламных трюков в интернете. Они вводят в заблуждение людей и кидают тень на всех тех, кто добросовестно и честно занимается репетиторством. Опять же привожу примеры из жизни и говорю о своём мнении, к которому вы можете относиться по-разному. Но оставить без внимания эту тему не могу, т.к. постоянно приходится переучивать взрослых и детей, которым эти репетиторы — шарлатаны забивают голову всякими байками про саксофон. Покупаясь на дешёвые трюки этих псевдо учителей, люди разочаровываются, бросают заниматься и продают инструмент. Приведу самые распространённые варианты.

ШАРЛАТАНЫ – СПИЛБЕРГИ.

Самый примитивный трюк – снять ролик со студентом и выдать его за ученика нулевого уровня. Сценарий такой. Вот, мол, посмотрите – это ученик Вася. Он берёт саксофон первый раз в жизни. Хотя по тому, как он поставил пальцы и взял мундштук сразу видно, что Вася учится, как минимум, в музыкальном колледже. Затем он пытается неумело брать звуки. А в конце ролика наш Вася играет песню, да так, что по штрихам и звуку видно, что наш ученик не первый год держит в руках саксофон. Но говорится всем то, что через короткий период и вы сможете также. Никто, правда, не говорит, что на самом деле, чтобы так сыграть придётся впахивать на саксофоне не один год, да ещё при поддержке педагога. Как избежать таких ловушек и не попасть к постановщикам таких трюков. Ведь если человек с самого начала выбрал тактику обмана, то, что от него ждать дальше? Выход простой: посоветуйтесь с любым профессиональным музыкантом, совсем необязательно саксофонистом. Каждый инструменталист вычислит подлог на раз.

ШАРЛАТАНЫ – ГЕНИИ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Как часто вы видите объявления репетиторов: «Научу играть рок, блюз, джаз…научу импровизировать. Стаж преподавания 10 лет»? Перед вами фотография девушки с саксофоном лет 25-30. Что вы должны читать между строк, если вы не новичок или просто решили научиться играть на саксофоне. Или как можно интерпретировать такое объявление: 1. Ну рок играть – это, скорее всего, композиции группы «Битлз» или что – то похожее. Зачёт. 2. Играть блюз – тоже можно сыграть. Ведь есть блюзы из двух нот. 3. Джаз – много красивых, несложных мелодий, которые под силу новичку. А вот добивает больше всего в объявлении предложение «научу импровизировать». Выглядит очень заманчиво даже для меня. Не знаю, может мы вкладываем в понятие «импровизировать» разные вещи. К примеру, в музыкальном училище, чтобы мы умели это делать, нами на протяжении четырёх лет занимались более десяти педагогов: сольфеджио, гармония, инструментоведение, история джазовой музыки, оркестр, ансамбль, аранжировка и ещё куча предметов, и всё это с эстрадным уклоном. Добавьте репетиции, техзачёты, ежедневные занятия. И всё это было направлено и велось не только к виртуозному владению инструментом, но и к нашему умению импровизировать. Теперь, я думаю,

вы поймёте моё недоумение, когда девушка 25 лет отроду будет вас учить импровизировать. Ей бы в Беркли преподавать с такими способностями. Не ведитесь на пустые обещания, за ними ничего, кроме слов, не стоит.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ

Я постарался показать в каждом примере благоразумие и логику или их отсутствие. Вопросов, возможно, у вас стало больше, чем ответов. Закоренелым самоучкам этот пост ничего не даст. Даже если они во многом со мной согласны. Для многих из них обучение на саксофоне проходит ради процесса обучения. Т.е., им нравится сам процесс познаний – мучительный, долгий и главное безрезультатный (если не считать результатом постоянные споры на форумах по типу: у кого мундштук лучше?). Все обсуждения там проходят в озлобленной форме и переходят в оскорбления друг друга из-за таких простых вещей, которые знает любой профессионал. Сколько бы я не просил показать результат таких самоучек – в ответ гробовое молчание. Но не все такие «умные» и экономные. И тут возникает масса вопросов для другой категории учеников, которые всё-таки решили прибегнуть к помощи репетитора по саксофону, но не знают по каким критериям оценить будущего наставника. Банальный ответ друзья: по результатам, которые есть у педагога (слава богу, видео сейчас можно записать на телефон). А какие критерии могут быть у педагога? Об этом мы поговорим в следующих постах.

P.S. Не стал приводить примеры обучения игре на саксофоне бизнесменов. Скажу лишь, что с деловыми людьми всегда приятно иметь дело. Эти люди точно знают чего хотят, хотя на уроках с ними нелегко. Трудно перевести директора фирмы в роль ученика на уроке саксофона. Но об этом расскажу как-нибудь позже….