Многие из вас, прочитав заголовок, сразу скажут что пост, наверняка, рекламный. Да, друзья, так оно и есть. Попробую сегодня прорекламировать простое человеческое благоразумие и логику людей, которые решили научиться играть на саксофоне. Пост сегодня полностью состоит из реальных примеров моей практики репетитора по саксофону. Вымышлены там только имена. В конце поста мы вместе подведём итог, и я расскажу на какие уловки идут репетиторы-шарлатаны, чтобы заманить в свои сети неопытных новичков. Рассказываю сегодня о взрослых людях, которые решили научиться играть на саксофоне, как самостоятельно, так и с помощью педагогов, друзей, ютюба, самоучителей и знакомых саксофонистов. Кто-то из вас наверняка увидит в этих историях себя или своих близких.

ЧЕТЫРЕ САКСОФОНА И ВОСЕМЬ МУНДШТУКОВ.

Итак, история первая. Ученик Сергей, возраст – далеко за 55. Созвонились, встретились, пообщались, выпили кофе и назначили время первого урока. Приехал к Сергею и приятно удивился, увидев весь арсенал саксофонов и мундштуков будущего моего ученика. Было сразу понятно, что человек в теме и, причём, давно. Вложился он не только в инструменты, но и в нотный материал (стопка нот в полметра высотой). А по сему, учитывая стоимость всего этого, радовало, что это не новичок и предвещало продуктивные занятия и результаты. Но по факту оказалось всё не так просто. Сыграть Сергей мне так ничего и не смог, я в смысле мелодии. Затем сменили пару мундштуков, но это не помогло. Были какие-то проблемы со звуком, вычисление которых меня и озадачило. Но хватило минут 15, благодаря моему вопросу: « А нижняя губа болит?». Сергей: «А что она должна болеть?». Как она не может болеть, если зубы постоянно прижимают нижнюю губу к трости. Та-а-ааак. Выяснилось, что он ставит на трость просто зубы. Может это был, отчасти, и мой недочёт. Но кто же мог знать, что человек, имея 4 саксофона, 8 мундштуков и тонну нот, не знает элементарных вещей. И понял я, что надо начинать с нуля. Но одно дело учить с нуля- с нуля, а другое — учить с нуля того, кто начитался, насмотрелся и спорит по каждому вопросу. Видал я не такое, тем более что терпения у меня на десятерых. В итоге, после двух уроков, наш Сергей ,предварительно не позвонив, пропал. Видимо двух уроков ему хватило, чтобы понять, как надо играть мелодии на саксофоне. Скорее всего, наш герой был закоренелый самоучка, для которого каждый советчик – непререкаемый авторитет. Всё бы ничего, если бы это давало результат.

МОСКВА – ПИТЕР – МОСКВА

Отзыв Максима есть на сайте, поэтому, чтобы всё стало ясно, расскажу пред-историю нашего 2-х часового общения на уроке. Через знакомых и друзей кто-то порекомендовал ему меня в Москве. А перед очередной командировкой Максим позвонил мне и взял с собой в Питер инструмент. Понятно, что он уже у кого-то занимался и что-то изучал самостоятельно. Но перед уроком сам он сказал так: « Представьте, что я с нуля и только взял в руки саксофон. Объясняйте с самого начала по порядку – что и как делать». Сразу занялись дыханием и Максим ощутил на себе разницу в звуке и понял, что даётся хороший звук пóтом. Затем пальцы, амбушюр и т.д. Что же примечательного во всей этой истории, спросите вы. А то, что, приехав в Москву, он записался на урок к репетитору и провёл эксперимент, исходя из нашего с ним урока. Всё, что я ему объяснял, он делал с точностью до наоборот, говоря репетитору, что он уже имеет опыт игры на саксофоне: вдыхал носом, пальцы ставил, как попало, прижимал зубами трость. В общем, весь набор ошибок не смутил мастера гамм (ведь первые полчаса репетитор играл ученику гаммы, показывая мастерство выпускника консерватории). Максим позвонил мне, рассказал эту историю и написал, затем, отзыв.

ГАММЫ – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК ЖЕНЕ НА 8 МАРТА

Видимо так решил мой очередной ученик Игорь, если сразу не ушёл от своего первого репетитора. И репетитор-то попался расчётливый. Основательно всё рассчитал и рассказал Игорю басню о том, что прежде, чем играть что-то на саксофоне, надо обязательно играть хорошо гаммы и упражнения во всех тональностях. Тональностей-то всего немного – 12, и это только мажор, а есть ещё и 12 минорных, ну и всякие там гармонические мелодические. При этом, придя ко мне, Игорь не смог сыграть что-то из репертуара Джо Доссена от начала до конца. В общем, и с гаммами была такая же история. А это, между прочим, полгода времени и денег. После первого урока я так и не смог понять смысл его предыдущих занятий. Как может взрослый человек уходить из семьи 2 раза в неделю на 3 часа ( час доехать, час приехать и час – урок на саксофоне) и что он потом сыграет друзьям на дне рождения жены, к примеру. Ну да, самое время сыграть

гамму – си — бемоль мелодический. После чего возникает законный вопрос от супруги: «Милый, а куда это ты ездил полгода? И что это ты пытаешься мне сыграть?». В общем всё по схеме: репетитор в шоколаде, а ученик на нуле. Продолжение следует.