Начиная заниматься на саксофоне, каждый из вас наверняка столкнулся с проблемой звукоизвлечения нот, как верхнего, так и нижнего регистра. Поэтому сегодня я расскажу и покажу (видео), как преодолеть эти сложности. Расскажу, что надо делать с амбушюром и опишу подход, благодаря которому у вас всё получится.

КАЖДАЯ НОТА ДОЛЖНА БРАТЬСЯ ВСЕГДА – НОЧЬЮ И ДНЁМ, ЗИМОЙ И ЛЕТОМ.

Когда вы берёте в руки саксофон, звукоизвлечение становится главной проблемой, которая многих остановила и сбила с пути. Т.е. люди бросают саксофон в основном из-за того, что ноты берутся через раз или срываются. Поэтому я повторюсь и скажу, что нельзя требовать от инструмента отдачи и ждать звука, если вы не занимались дыханием, амбушюром и не владеете базовыми знаниями по звукоизвлечению. И пост этот для тех, кто уже вспотел на занятиях и понял, что за красивым звуком стоит многочасовая работа, как с педагогом, так и самостоятельно.

Начало для всех одно — вы радуетесь, что вообще берётся хоть какая-то нота. По мере развития вы разбираете пьесы, гаммы, упражнения и вдруг выясняется, что не все ноты ведут себя послушно и требуют особого внимания. Например, нота G(1) берётся, а соседняя F#(1) хрипит и срывается. И вот наступает момент, что звуки от G(1) до G(2) берутся, более-менее, нормально и без проблем. Хотя нота D(2) требует особого внимания, т.к. это самая трудная нота на саксофоне. И вот вы начинаете подниматься вверх от G(2). Звук сужается, становится вялым и неуверенным. Чем выше вы поднимаетесь, тем чаще ноты срываются, и зачастую просто не берутся (после С(3)). Всё это вы наблюдаете и в нижнем регистре. Вроде и ноты соседние и брались вчера, а сегодня ни в какую. А играть их надо, если ещё и в нотах написано. Хочу настроить вас на то, что все ноты основной аппликатуры должны «БРАТЬСЯ ВСЕГДА».

«БРАТЬСЯ ВСЕГДА» — это значит, что после того, как вы разыгрались, т.е. подули длинные ноты, минут 5-10, любая нота должна браться с первого раза. Неважно F#(3) или Bb внизу.

«БРАТЬСЯ ВСЕГДА» — это чёткое начало звука через ТА, а не через всякое там ФТА, ФХТА, УТА и т.д. Кроме того, у каждого звука должна быть чёткая фиксированная законченность, т.е. не должно быть всяческих сползаний и съездов, типа ТАУ.

«БРАТЬСЯ ВСЕГДА» — это ещё и повторить любую ноту хоть тысячу раз после первого звука, уверенно и ярко (тихо, громко, деташе, стокатто…).

Если этого нет, то мы идём дальше, к алгоритму работы над любой нотой.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ НАД НОТАМИ.

Работу над проблемной нотой вы начинаете с той ноты, которая уже берётся чётко, т.е. БЕРЁТСЯ ВСЕГДА на основе того, что я перечислил выше. Это будет опорная нота, от которой вы будете делать переход на полтона вверх или вниз. Почему? Делаем это для того, чтобы исключить погрешности, которые могут возникнуть из-за аппликатуры. Исключение составляет переход H – C, F – F# в любой октаве – их надо отрабатывать отдельно.

Переходим к делу. Отталкивайтесь сначала всегда от нот без знаков. И это касается, прежде всего, нот нижнего регистра, после G(1). Т.е. нота G(1) самая рабочая и от неё вы спускаетесь вниз, добавляя всего один палец – Gb(1) или F(1). Теперь самое главное – опорная нота берётся языком, а переход к проблемной на легато. В 90% случаях она сразу берётся. Сделав переход, вы можете просто удержать или протянуть ноту максимально долго, не бросая и удерживая трость губой. Повторяем это с учётом дыхания и тратим большую часть воздуха на проблемную ноту. Короткая опорная и длинная, ту, которую вы раздуваете — 1/9. Второй этап наступает, когда нота (у нас Gb(1) или F(1)) тянется и не срывается. Дальше, по такому же принципу делаем повторения при переходе на легато – ТА (G(1)) –РА (F(1)) – ТА – ТА – ТА. РА – это легато. Ни в коем случае не останавливаться. Пусть ноты будут браться через раз, но в этот момент губы автоматически будут подстраиваться. Дальше переходы делаем по нотам без знаков: F — E – D – C. Всё делаем громко и без всяких подъездов. Именно в такой последовательности. Не обманывайтесь и не пропускайте ноты. И вот он самый сладостный момент – ВСЕГДА БЕРЁТСЯ НОТА С(1). Когда вы её играете громко (а тихо у вас ещё не получается), то вздрагивают даже барабанщики в соседнем классе, а соседи подбегают к окнам в надежде увидеть пароход во дворе. И вам от этого хорошо, ведь только вы знаете, как долго шли к этой ноте. Но проблемы с нотами С#(1) и нижними нотами H и Bb остались. Вам осталось чуть – чуть потому что опорная ступенька есть и все переходы от С(1) вы делаете левым мизинцем: С(1) – С#(1), С(1) – Н(1), С(1) – Bb. Переход к D#(1) делаем от D(1) и ни в коем случае от Е(1). Приём, который позволит лучше освоить ноты нижнего регистра, я опишу в конце поста, т.к. он же применим к нотам верхнего регистра.

НОТЫ ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА

То же самое мы проделываем во второй и третьей октаве, с той лишь разницей, что по полутонам движемся вверх. Например: С(3) – С#(3), С#(3) – D(3) и т.д. до F#(3). Здесь важно не перепрыгивать через ноту и делать всё постепенно.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ С АМБУШЮРОМ

Что вверху, что внизу – мы всегда выдвигаем нижнюю губу немного вперёд. Этим мы открываем шире трость, и она не залипает и не затыкается. Звуки будут нестройные, грубые и некрасивые. Но наша задача – БРАТЬ НОТЫ ВСЕГДА. Делаем переходы всегда громко и ярко. Дело всё в том, что ноты вверху и внизу практически всегда берутся на легато, но не берутся языком. В этом вся и проблема. Но всё решаемо, если будете следовать моей инструкции и не торопиться.

СКОЛЬКО ПО ВРЕМЕНИ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ И КАК СЕБЯ ПРОВЕРЯТЬ

Временные рамки такие – ВСЕГДА И ЕЖЕДНЕВНО. Любая проблемная нота никогда не отпустит вас и не даст спокойно заниматься и играть мелодии и упражнения. Поэтому, если вы уделяете ей 1 мин. в день, то она никогда не возьмётся и не зазвучит. Что такое спросите вы «зазвучит»? Зазвучит – это когда вы можете ночью проснуться и взять Bb и F# вверху на пианиссимо так, чтобы не разбудить соседей. Если ноты берутся громко и уверенно и все тысячу раз – это тоже большой шаг вперёд для начинающих. Но в дальнейшем предстоит большая работа над тембром и звуком в тихом варианте. Как себя контролировать? Вчера вы работали, к примеру, над нотой D(1). В любой момент занятий сегодня, спокойно берёте её. Если всё хорошо, переходите к следующей. Если нет, то,

значит, надо возвращаться опять к ней. В чём вы увидите прогресс? Если вчера нота не бралась даже с десятого раза, а сегодня с пятого или третьего, то это уже плюс. Какие ошибки и иллюзии вас ждут впереди, например, сегодня всё нормально с нотой и вы уверенно не занимаетесь ей недельку. Потом вдруг берёте, а она вам говорит: «До свидания». Отсюда вывод: победу надо закреплять ежедневно и двигаться вперёд, потому что верхний и нижний регистр требуют постоянного внимания.