И вот наступил момент истины. Наступило время вспомнить всё то, о чём я писал и показывал в видеоуроках. Теперь вы имеете представление о саксофоне как о непростом инструменте. И, тем не менее, отступать поздно. Прочитав этот раздел, вы начнёте заниматься и издавать с помощью мундштука и трости какие-то звуки. Следовательно, возникнет интерес к занятиям. Но перед этим вспомним, что мы уже можем, так как сегодня надо соединить все знания и умения в одну цель — ЗВУК.

Мы умеем собирать мундштук для саксофона. А о критериях подбора мундштука вы можете посмотреть здесь. Вы подобрали к своему мундштуку соответствующую трость. Как это сделать вы узнаете здесь. Амбушюр(периодически тренированный!!!) находится в хорошем состоянии. Дыхание постепенно формируется и укрепляется. Скоро вы поймёте, что дыхание для альт — и тенор — саксофона — является основой, без которого не видать хорошего, полноценного и достойного саксофонового звука.

 

 

Первые звуки я настоятельно советую пробовать извлечь без саксофона. А именно – использовать мундштук ( в собранном виде) и эску (эта та связующая деталь, которая находится между мундштуком и саксофоном). Первый раз заниматься над звукоизвлечением без самого саксофона намного легче и проще. Но дальнейшее обучение на саксофоне пойдёт намного быстрее, если вы на начальном этапе сконцентрируетесь именно на технике звукоизвлечения. Объясню почему.

  1. В музыке есть правило, которого я придерживаюсь и хочу, чтобы оно дошло до вас. Правило простое: «ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ».
  2.  Саксофон надо взять в руки определенным образом ( я посвящу этому отдельный пост).
  3.  Взяв его в руки, вы начнёте отвлекаться на пальцы и т.д.
  4.  Сам саксофон имеет большой объём ( в сравнении с эской). Следовательно больше нужно воздуха.
  5.  Извлечь звук из саксофона может не получиться просто оттого, что вы что-то не то нажмёте.
  6.  Обращаться с одной эской намного удобнее, чем с саксофоном (регулировать влево, вправо, вверх, вниз).

Итак. Всё о чём я пишу, дальше делаем спокойно и уверенно. Конечно, всё делаем перед зеркалом.

  1. Вставляем мундштук в эску.
  2.  Ноги на ширине плеч, одна рука на животе. Другой рукой держим эску.
  3.  Делаем не очень глубокий вдох в «живот» и задерживаем дыхание.
  4.  При задерженном дыхании вставим амбушюр в правильное положение ( ВО-У) и берём мундштук в рот.
  5.  Поджимаем нижнюю губу зубами к трости и произносим магический слог ТА. При этом одновременно пошёл выдох.

Теперь я попробую предположить, что у вас получилось, а что нет в обучении игре на саксофоне.

Если при произношении ТА получился звук, похожий на утиное кряканье, то всё сделано правильно, даже если оно было кратковременно. Можете себе поставить твёрдое «4». При таком варианте в следующей попытке постарайтесь протянуть звук подольше. Делается это за счёт дыхания и нижней губы. Дело в том, что выдыхаемый вами воздух в мундштук проходит между тростью и мундштуком. Расстояние между тростью и мундштуком регулируется одновременно и дыханием (усилить или ослабить) и нижней губой (прижать или отпустить). Вообще звук появляется именно от вибрации вот этой самой деревяшечки (трости), похожей на палочку от мороженого. Без неё саксофон – не саксофон, а блестящая «железяка» для записи видеоклипов. Поэтому, главная задача состоит в том, чтобы выдох был с определённым напором, и нижняя губа удержала трость в нужном положении (не пережать – как говорят саксофонисты «трость заткнулась» и не держать губу слишком в расслабленном состоянии — воздух пойдёт не в мунштук, а куда ему вздумается).

Рассмотрим другой вариант. Вы делаете по пунктам с 1-5 всё верно, а звука нет. Значит, вы либо сильно прижали трость и она «заткнулась», либо не прижали трость и воздух уходит в никуда. Не торопитесь. Забудьте на время про диафрагмальное дыхание и просто попробуйте дуть, но обязательно со слогом ТА. Именно ТА, а не ФА, ФУ, ФЫ, ТЫР, МЫР, ПЫР, КАР.

 

Почему нельзя забывать про ТА при учебе саксофону?

В момент, когда вы произносите ТА, язык ударяет о край мундштука и возвращается в исходное положение (см. видео). Язык при игре на саксофоне играет роль нипеля, который регулирует поток воздуха при выдохе. Также он является началом звука при звукоизвлечении в момент удара о край мундштука.

 

При последующих попытках добавляйте полноценное дыхание.

Первый признак того, что выдох делается правильно при звукоизвлечении – вы немного вспотели и нижняя губа начала болеть. Губы надо расслабить (см. видео). На пот можно не обращать внимания.. Его ещё будет пролито немало, потому что игра на саксофоне требует немало физических усилий. Вообще грамотные педагоги говорят: « если музыкант не вспотел после 5 минут игры на инструменте, то это не музыкант» и это касается не только духовых музыкальных инструментов.

У каждого начинающего саксофониста всё индивидуально. У всех разный прикус зубов, разные губы и главное разные мозги. Поэтому, после каждой неудачной попытки, надо пробовать что-то поменять (эску — чуть поднять или опустить, не забывать чтобы трость была во влажном состоянии, может быть при сборке мундштука трость не затянута или стоит неровно). Если же попытка

удалась, то такие моменты надо запоминать и тут же повторить снова ничего не меняя, взяв только новую порцию воздуха. Грубая ошибка – постоянно вынимать мундштук изо рта. Мундштук вынимаем только тогда, когда надо расслабить губы.

Как же нам делать вдох, если мундштук всё время зажат во рту? Вдох делаем через краешки губ. При этом для начала надо не стесняться приподнять верхнюю губу. Будут даже видны верхние зубы. При обучении на саксофоне это нормально. Главное при вдохе не допускать грубую ошибку – опускать нижнюю челюсть и пытаться сделать вдох. Или ещё хуже перед каждым вдохом вынимать мундштук из рота. Есть ещё особо одарённые и хитрые ученики, которые делают вдох носом. Привычка нехорошая и от неё сразу надо избавляться. За этим естественно должен следить педагог.

И вот вы перед зеркалом. Всё сделали верно. Попробовали какое-то количество раз и всё-таки звук пошёл. Куда он денется? Над чем работаем дальше? Максимально удлиняем сам звук. Естественно на саксофоне это делается за счёт дыхания. А оно ведь у вас поставлено. Вы же этим занимались не щадя живота своего. Подули на эске длинные ноты и переходим ко второй стадии. Пробуем извлечь 2 звука. Дуем 1 длинный звук и добавляем второе ТА. Для начала второе ТА можно сделать коротким, чтобы понять принцип работы языка. После этого пробуем делать первый звук короткий (ТА) и тут же следующий длинный (ТА) и выдыхаем воздух до конца. При этом амбушюр не меняется. Губы и зубы плотно зажимают мундштук. И дальше (не забывая про принцип «от простого к сложному») делаем 3 ТА. Сочетаем короткие и длинные звуки и т.д. Важно вовремя расслабить губы.

Следующий этап. Пробуем при длинном звуке делать вибрацию губами. То есть при выдохе поджимаем или отпускаем зубами трость. Звук примерно будет такой У-А, У-А. Что это даёт? Вы начинаете чувствовать работу трости. Можно пробовать перемещать нижнюю челюсть вперёд и назад вдоль трости.

После этого регулируем звук по громкости. Делаем это дыханием. При этом вы заметите, что делать звук более тихим тяжелее, чем громкий. Мундштук всегда должен быть жёстко зажат во рту.

Всё, что я описал выше, я показываю в своих видеоуроках по саксофону. Это поможет вам быстрее освоить и укротить звук.

Занятия на эске имеют свои преимущества в том, что звук не очень громкий (в отличии от саксофона). Заниматься на ней можно без особых приготовлений. Чем чаще вы будете заниматься на эске, тем быстрее освоите звук на саксофоне.

 

ОБУЧЕНИЕ НА МОИХ УРОКАХ ДОСТУПНО, ИНТЕРЕСНО И ПРИВОДИТ К РЕЗУЛЬТАТУ