Тема освоения диафрагмального дыхания для начинающего саксофониста была и остаётся наиболее важной задачей с первого урока занятий на саксофоне. И сегодня я обращаюсь к тем, кто уже дышит правильно, но всё равно испытывает проблемы, уже приступив к разучиванию простых мелодий или сложных музыкальных произведений. Какова причина того, что дышите вы правильно, а ощущение, что дыхания не хватает, нет-нет, да и останавливает вас во время игры на саксофоне. Давайте вместе подойдём к этой проблеме более детально и научимся правильно применять диафрагмальное дыхание на практике.
ЧТО НЕ УЧИТЫВАЮТ НОВИЧКИ
Как регулировать дыхание во время игры произведений и не останавливаться, знает каждый профессиональный саксофонист. Даётся это не только трудом, но и пониманием того, что происходит с нами, когда мы берём в руки саксофон и дышим не так, как в обычной жизни. Важно при этом понять, что происходит с организмом во время игры и как это можно регулировать. Для этого надо всего-навсего уделить этому время и применить на практике несколько моих советов.
В ЧЁМ ПРИЧИНА НЕХВАТКИ ВОЗДУХА?
Почему для саксофониста важно владение диафрагмальным дыханием? Потому что это, прежде всего, короткий быстрый вдох, но не всегда длинный и продолжительный выдох. Но при этом всегда надо понимать, что происходит с организмом, когда одна фраза (группа нот) закончилась и сразу начинается другая, перед которой вы обязательно должны сделать следующий вдох. А следом тут же вас ждёт следующая и т.д. При этом фраза может быть как короткой, так и длинной, как, впрочем, и паузы между ними (два такта или просто восьмая), или их может вообще долго не быть. Кроме того, в этот момент, вам постоянно надо думать о нотах, о звуке, о пальцах и ритме – и всё это в непрерывном движении самой музыки. Ключевое слово здесь – думать, потому что мозг постоянно в напряжении, и именно он контролирует все эти процессы. И во всей этой цепочке мыслей практически все новички перестают думать о дыхании. А чего тут думать – взял побольше воздуха и дуй пока не кончится. При этом никто не задумывается о главном – от того, как вы выстроите весь процесс дыхания в произведении и зависят все ваши ноты, все пальцы, все звуки и в конечном итоге сама музыка, которую вы должны донести до слушателя в том виде, в котором задумал композитор.
КОВАРСТВО ДЛИННОГО ВЫДОХА
Именно так можно назвать тот момент, когда вы взяли воздух и начинаете продолжительный выдох. Как только вы вдохнули, сразу организм начинает потреблять кислород и выделять углекислый газ. В повседневной жизни мы избавляемся от этого яда мгновенно и происходит это тысячи раз за день, но как только в руках у нас находится саксофон, приходится постоянно делать медленный выдох, при котором углекислый газ ждёт своего момента покинуть организм. Ждёт долго (по меркам обычного выдоха). Вернее, мы его выдыхаем, но не так, как привык организм, так как мы делаем это медленно. А нам не до этих раздумий и размышлений, мы ведь играем ноты. Но организм чётко даёт команду и приказывает: «Выдохни быстрее яд». А ноты говорят: «Доиграй нас до конца». И, конечно, в этот момент создаётся впечатление, что воздуха не хватает. Но коварство выдоха не закончилось, так как нас ждёт следующий вдох и следующая группа нот. Здесь решающую роль имеет установка в голове каждого новичка: «Мне не хватает воздуха для следующей группы нот» и что он делает – правильно, берёт побольше воздуха для следующей группы нот. При этом абсолютно не задумываясь, а сколько он выдохнул и что осталось в организме. А в организме зачастую остаётся углекислый газ, который вы не выдохнули до конца (хотя фраза закончилась) и следующим вздохом вы к этому добавляете ещё порцию, которую тоже надо выдохнуть обязательно. То есть, через 2-3 цезуры вы останавливаетесь — 100%, если нет большой паузы. И если на ваше счастье это случилось, то вы обязательно непроизвольно выдохнете все остатки, а лишь потом будете вдыхать.
КАК РЕГУЛИРОВАТЬ ДЫХАНИЕ
Приведу простой пример. Когда вы хотите пить вы не наливаете себе 3 литра воды. А чтобы запить таблетку, вы не наливаете себе полный стакан воды. Так же и с дыханием. Всегда надо видеть в нотах и математически рассчитывая цезуры понимать, в какой момент надо брать большую порцию воздуха, а когда не очень. Это тоже задача непростая, так как есть ещё штрихи, динамика и регистр, в котором звучат те или иные ноты. Всё это, в принципе, должен рассчитывать педагог из ваших способностей и навыков. По поводу этого напишу чуть позже пост с рекомендациями. А пока, в следующей публикации вы узнаете почему дыханием надо заниматься в самом начале пути, а не через месяц или год.
ВСЁ ЭТО ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЫХАНИЕ УЖЕ ОСВОИЛ
Выше я описал самый простой подход к освоению дыхания во время игры на саксофоне. Ещё раз повторюсь, что те, кто даже не занимался постановкой дыхания – это пост к вам не имеет никакого отношения. Ведь сначала надо хотя бы что-то уметь, чтобы это регулировать и учиться управлять. Если вы никогда не занимались дыханием отдельно от инструмента, то всё, что вы делаете – это иллюзия, которую саксофон не прощает, и отвечает всеми проблемами, из-за которых многие его и бросают. И всё это только потому, что такую простую тему, как диафрагмальное дыхание на саксофоне кто-то откладывает на потом.