Минусы и ноты для саксофона. Правильный выбор и особенности фонограммы для альт- и тенор-саксофона.
Почти каждый саксофонист любого уровня и возраста наверняка слышал о том, что большинство исполнителей используют для обучения, работы и выступлений так называемые минусовки. Бывают минусовки для песен, минусовки инструментальные и минусовки учебные. Последние – это фонограммы джазовых этюдов для саксофона. Как разбираться в этом многообразии, если ты хочешь знать, как научиться играть на саксофоне под фонограмму, или, как её ещё называют – минусовка.
Это уже записанное музыкальное сопровождение вашего будущего исполнения. Представьте, что вы играете в сопровождении аккомпаниатора под рояль. Сидит живой человек и играет ваше произведение на рояле, помогая вам сыграть красиво то, что вы выучили. Это может быть и “Во поле берёзка стояла”, а может быть сложное джазовое произведение. Так вот, фонограмма и минус для саксофона – это записанное одним аудио-треком сопровождение этого аккомпаниатора от начала до конца. Вместо аккомпанемента одного рояля может быть записан, как оркестр, так и ансамбль. При этом минус может быть живой - записанный живыми музыкантами, а может быть записан на синтезаторе, имитируя каждый инструмент.
Минусовки делятся на инструментальные и вокальные. Инструментальные минусовки в свою очередь делятся по инструментам. Например: минусовки для скрипки не всегда подойдут для тенор-саксофона. Это происходит в основном из-за диапазона каждого инструмента. Ну сравните трубу и тромбон с флейтой и кларнетом. Вот так же и с минусовками. Вы можете дойти до определённого момента в минусовке для саксофона и остановиться, т.к. не хватит диапазона вашего инструмента и придётся уже вносить изменения в ноты. Как это делать, я расскажу чуть ниже.
Вокальные минусовки тоже имеют свои особенности и нюансы. Так как голоса бывают в основном четырёх диапазонов: сопрано, альт, тенор и баритон, то и минусовки для вокалистов должны соответствовать каждому из них. В противном случае под них просто будет невозможно петь. И это тоже вопрос тональности, о котором мы поговорим позже.
Продолжение следует.