Этот раздел я посвящаю маленьким секретам, которые будут полезны Вам для более быстрого и качественного овладения саксофоном. В любом деле есть мелочи, которые помогают тебе лучше делать, что вчера, казалось, ты делал хорошо. Какие-то мои советы по обучению игре на саксофоне могут показаться простыми или смешными. Но я уверен, что они будут полезны, т.к. накоплены они за многие годы исполнительской практики. Может вы о них уже знали и слышали.

 

 

Конечно, многое в обучении зависит от педагога (особенно на первоначальном этапе). Педагоги бывают разные по подходу к ученику. Мне повезло, что встретил настоящих педагогов на своём пути. Но попадались, мягко говоря, преподаватели не очень. Вообще, на мой субъективный взгляд, существуют педагоги трёх типов. Первый тип – это настоящие мастера своего дела (в обучении). Они всегда помогут и советом и поддержкой. Им можно задать по саксофону и по музыке любой вопрос, и они на него ответят. А если не знают ответа, то признаются в этом, а через какое-то время всё равно помогут советом. Отличительная особенность таких учителей — требовать и добиваться от тебя поставленной задачи. Такие люди могут просто проходить мимо класса, в котором ты занимаешься, и услышать, что ты делаешь не так. Обязательно зайдут и сделают замечание. И самое главное, не уйдёт ведь, пока не сыграешь как надо. И не отстанет, хотя тебе казалось, что всё нормально. А дело, как выяснится потом, было в какой-то мелочи, которую тебе «разжуют и рот положат». Спасибо таким мастерам педагогики. Второй тип учителей – это люди, не обременяющие себя тратой своих нервов и сил. На любой вопрос у них, как правило, 3 варианта ответа, а что конкретно не скажут. Выбирай сам. Пока ты сам выберешь и поэкспериментиреушь — немало времени пройдёт. И есть третий тип педагогов. Я бы назвал их «антипедагоги». Этот тип самый страшный. На все вопросы не получишь вообще внятного ответа. И зачастую это от незнания, наоборот, от знания. По принципу: «знаю, но не скажу». Партизаны. На таких даже чернила тратить жалко.

Очень много можно почерпнуть из общения с музыкантами. Как правило, все делятся своими знаниями и опытом. Причём, это не обязательно саксофонисты. Что-то может подсказать и баянист, который общался с трубачом или саксофонистом. В общем, нужно всегда общаться с коллегами. Не важно, в первом классе музыкальной школы или на пятом курсе консерватории. Перейдём к делу.

Что должен иметь саксофонист в своём ларце, кроме мундштука, саксофона, ремня и трости. Прежде всего — это 3 трости. Одна рабочая, вторая тоже рабочая, но новая и свежая. Вторая трость готовится заранее. Разыгрывается в начале занятий на длинных нотах. Над звуком поработал, амбушюр в порядке и трость подготовил на будущее. Это делается, конечно, не один день. Пару, тройку дней по 10 минут.

Чувствуете, что звукоизвлечение на саксофоне в норме, отложили трость в запас. Если вдруг рабочая трость «села» и заткнулась (а бывает это порой неожиданно), то берём уже разыгранную трость и вперёд. Ещё хуже, когда вам надо выходить на сцену и неверным движением сломали трость прям на мундштуке. Вы спросите: «а зачем третья трость?». Третья трость из числа игранных, всегда в запасе. Бывало так, что я выручал саксофонистов, которые сидят рядом в оркестре. И меня выручали чужие запасные трости.

Ещё одна штука необходимо саксофонисту. Это простая канцелярская скрепка. Но скрепка не простая, «золотая». Особенно когда у вас вдруг слетела пружинка, которую надо поставить на место, а достать пальцем невозможно. А тут ещё и выступление «на носу». Ну минут, эдак, через пятнадцать. Такой случай у меня был. Я был в роли выручающего. И выручила такая мелочь моего друга саксофониста. А мы стояли уже за кулисами. И вот — вот концерт. Такое может случиться в любой момент. А для саксофониста это катастрофа. И к ней надо быть готовым. Теперь объясню вам, как из простой скрепки сделать «золотую». Разгибаем скрепку и один конец загибаем пассатижами (отступаем 2 мм) в виде маленького крючка, чтоб им можно было подцепить любую пружинку. А остаток скрепки сойдёт за ручку этого гениального инструмента.

Вообще, что касается тростей, то всё надо делать заранее. Как рыбак перед рыбалкой. Подготовить все снасти, а именно. Купили коробку новых тростей- 10 штук. Как правило, из десяти штук 4-5- нормальные, 3-4- не очень, 1-2- вообще никакие. Но как это определить? Замачиваем все 10 тростей на 15 минут (не меньше) и пробуем на саксофоне каждую. И сразу поймёте какие нормальные, вернее какие вас устроят. Пронумеровали трости карандашом и отложили.

Также всегда вместе с инструментом рука об руку идёт маленькая отвёрточка. Желательно со съёмными наконечниками. Всегда может пригодиться. Не так часто как трости, но всё – же. Вообще такая отвёрточку должна быть в арсенале у саксофониста. Вдруг надо что-нибудь подклеить, вплоть до подушек. Из-за таких мелочей необязательно идти к мастеру.

Можно иметь также с собой маленький тюбик клея. Бывали случаи, когда подушка выпадала прямо на сцене. Не очень приятно, но поправимо.

После одного случая я стал брать с собой запасную машинку (лигатуру). Как-то приехав заниматься, собирал мундштук и сорвал резьбу. Пришлось возвращаться домой. Представив такую картину перед каким-нибудь выступлением, сразу закинул в кофер запасную лигатуру. Пусть старенькая и не такая хорошая, но она есть.

Что касается ухода за саксофоном, то это тоже отдельная история.

Почему я так подробно и долго это всё описываю? Всё очень просто. Вы долго занимаетесь, учите ноты, работаете над звуком и т.д. Для кого всё это? Конечно, для вашего слушателя и зрителя, который придёт вами восхищаться. И вот концерт или более ответственное выступление вместе с оркестром или ансамблем. А саксофон – это обычно сольный инструмент. У вас волнение и мандраж. И это есть у всех музыкантов. Волнение проходит на сцене у всех по- разному. И вдруг у вас случилось что-то с саксофоном. Я не говорю об экзамене или техзачёте, которые можно перенести, а говорю именно о работе. Зрителя не особо волнуют наши подушки, трости и мундштуки. Зрителя волнует музыка. Я также не говорю, что форс-мажорные ситуации случаются каждый раз, когда вы берёте в руки саксофон. Они случаются редко, но метко. Поэтому к ним надо быть готовым.