Дорогие друзья, начинающие музыканты, саксофонисты , педагоги. Хочу сегодня поделиться с вами одним секретом по овладению дыханием. Про дыхание ( брюшное) много пишут, рассказывают, советуют как делать упражнения : лёжа, сидя, стоя. Из своего опыта, как музыканта, скажу, что то, о чём я расскажу ниже, знают процентов 20 музыкантов, с которыми я общался.

Ни в коем случае это не говорит о них, как о музыкантах которые не умеют дышать ( брюшное дыхание). Просто каждый учится по — своему и у каждого свой педагог, и у каждого свой профессиональный путь, как у музыканта. То, о чём я буду писать ниже, скорее всего вам поможет, как в своё время помогло и мне. И направлено всё это конечно на освоение звука на саксофоне. Т.е. всё в конечном итоге сводится к музыке, которую вы собираетесь играть. Ведь не взяли же вы в руки саксофон, чтобы овладеть брюшным дыханием. Привожу эти два упражнения для того, чтобы вы ФИЗИЧЕСКИ почувствовали внутреннее напряжение при выдохе.

Именно ощущения помогут вам сразу понять принцип брюшного дыхания. И это касается всех музыкантов, у кого инструмент связан с духовым дыханием : трубачи, тромбонисты, вокалисты. Кто – то из музыкантов скажет после прочтения : “ Да я это и так знал “. Очень хорошо. Я ведь не претендую на роль автора этих упражнений, меня тоже этому научили. Мне бывает порой жаль учеников, которым педагог не может именно ПОКАЗАТЬ ( объяснять то все мастера), как эффективно, а самое главное быстро освоить брюшное дыхание. При этом я надеюсь, что правильным вдохом в живот вы уже овладели.

Главное для нас сейчас – это выдох. И так, первое, что вам надо – это опора. Причём реальная. Хорошо для этого подходит фортепиано. Если вы дома, то подойдёт стол ( не журнальный) или столешница. Подходим к фортепиано.

Теперь делаем следующее :

  1.  Ноги на ширине плеч.
  2.  Левая рука на животе.
  3.  Правая рука в положении, как буд – то вы пытаетесь немного приподнять фортепиано (стол).
  4.  Делаем спокойный вдох (в живот ).
  5.  Амбушюр ВО –У .
  6.  Задерживаем дыхание .
  7.  Пытаемся немного ПРИПОДНЯТЬ !!!! фортепиано (столешницу).

Столешницу – не ломать. И одновременно с этим начинаем выдох. Левая рука контролирует живот. Сделав всё это, вы почувствуете напряжение не только в районе живота, но и в районе таза. Это значит, что всё правильно. Живот естественно не втягивается ( только в конце выдоха “ дожимаем” воздух прессом). Повторяем так раз 5 – 10. Затем наступает момент истины для вас. Вы проделываете всё то же самое, но в левой руке у вас эска с мундштуком. И выдох — в эску. Правая рука по прежнему пытается немного приподнять фортепиано. Не торопитесь. Сильных усилий правой рукой делать не надо. Без подвигов. Пусть фортепиано всё- таки стоит себе на месте. Главные ощущения – звук даже на эске должен измениться в лучшую сторону ( напор, яркость, объём).

Идём дальше : тут же можно ( только после эски) взять саксофон и попробовать дуть в него. Почему сразу? Пока физические ощущения живы в памяти. Могут поначалу напрягаться пальцы. Но это всё пройдёт, как только организм привыкнет к алгоритму правильного выдоха. И конечно, о чудо, сразу в лучшую сторону изменится звук. Во всяком случае у меня так было. Возрастёт нагрузка на амбушюр. Но это тоже не беда. Главное для вас, как для музыканта, понять принцип. И ещё. Это упражнение делают дети на первых моих занятиях и после 2- 3 недель тема дыхания отпадает сама собой.