И вновь, дорогой читатель, мы возвращаемся к наиболее ярким и незабываемым свадебным праздникам в моей музыкальной жизни. Перефразируя известного детского поэта, могу сказать точно: « свадьбы разные нужны, свадьбы разные важны». Этой фразой я обращаюсь, прежде всего, к моим коллегам – ведущим и музыкантам. Для них, я думаю, будет интересно узнать что-то новое. Причём, новое именно не в проведении, а в атмосфере самой свадьбы.

А передать атмосферу грузинской свадьбы я попробую. Хотя не уверен, что у меня получится. Это как раз тот вариант – лучше один раз увидеть… Но примечательно то, что был я на этой свадьбе от начала до конца. Это был не Welcome и не часовое выступление на саксофоне. И коротко описать это невозможно. В двух словах: я принял участие в короткометражном грузинском фильме (старшее поколение, скорее всего, помнит, о чём я говорю). Причём фильму этому присуще, прежде всего, доброжелательность, юмор и грузинский задор. И эта свадьба несколько отличается от наших традиционных. Прежде всего, отношением к нам, музыкантам. Это не говорит, что на русских свадьбах относились к нам лучше или хуже. Просто отношение к музыканту координально другое. Во всяком случае, на этой. Ну, начнём по порядку.

Приехали мы на свадьбу в том же составе: четыре татарина (два поющих татарина, гитара и саксофон). И проходила свадьба в обычной школьной столовой. Я думаю, связано это с тем, что не каждый ресторан готов принять 200 человек гостей. Мы недолго думали, где нам встать и куда звучать. Потому что встретил нас в зале Тамаз. А представился он так: «меня зовут Тамаз. Я сегодня тамада на этой свадьбе. Все вопросы на этой свадьбе только через меня». И тут было первое наше приятное удивление. Тамаз объяснил, что за столом сидеть мы будем рядом с ним. А его стол – это стол, где сидят жених с невестой и свидетели. То есть, в одну минуту мы оказались за одним столом с молодожёнами. А аппаратура? «Ставьте рядом – ответил тамада». Правда, до розетки было метров пятьдесят. Но это Тамаз тоже решил быстро. Какой-то молодой парень, открутил лампочку неподалёку, и всё заработало (усилители, колонки…). Описывать то, что было на столах я даже не пытаюсь. Потому что описать это невозможно. Тем более, что чтение не передаёт вкусов и запахов. Зелень, мясо, салаты – малаты и т.д. Но главное, что на протяжении всей свадьбы, столы всегда полные, ни одной пустой тарелки (не то, что тарелки, места пустого не было). Еду подносят постоянно. И всё с пылу, с жару. В общем, как дома. К этой теме мы ещё вернёмся.

И вот приехали молодожёны и гости. Все рассаживаются за столы. Саксофон звучит вместе с гитарой. Это, пожалуй, единственное сходство с нашими свадьбами.

Всё остальное уже идёт по грузинскому сценарию. Мы сидим за длинным столом. Перед нами все 200 человек гостей. И тут происходит наш первый казус – ребус. Тамаз обращается к нам: «сейчас будет очень важный тост, надо сыграть обязательно вот такую песню» и называет. Мы её не знаем. Он перечисляет ещё песен пять, которые мы тоже не знаем. От этого волосы у меня лично встают незаметно дыбом, а спина покрывается потом. Про сердце, которое тоже двигается в район пяток, я вообще молчу. А это начало свадьбы! И тут я спрашиваю: «кому посвящён тост?» выясняется что родителям. И тут меня осенило: «а давай, Тамаз, исполним мы песню И. Саруханова «Дорогие мои старики». На что Тамаз отвечает, как настоящий грузин, эмоционально и с улыбкой: « вах, какой ты молодэц! Ты лучший в мире музыкант. Как же я сам не догадался до этой песни. Давай!» Но при этом тамада ставит обязательное условие: «как только тост закончится – ни одной секунды паузы. Сразу песня! Сразу!» И вот первый тост, с которым у нас связан казус №2. Встаёт представительный грузин. Возраст преклонный, хотя по виду лет 60-70. Я к тому, что определить возраст грузин невозможно «свежий воздух, хорошее вино, настоящая еда дают о себе знать» В общем, тост длится минут 5, а палец у меня на кнопке. 15 минут, а тост ещё не закончен. Тост на грузинском языке. При этом из пожилых гостей из пожилых гостей кто-то что-то добавляет, вспоминает. А бокалы (вернее сказать гранёные стаканы) у всех подняты. И тут я понимаю, что тост, по большому счёту, не только за родителей, но и за всех дедушек, бабушек, а также прадедушек и т.д. Проходит 20 минут и тостующий заканчивает. И тут мы запускаем песню. Надо было видеть лицо Тамаза: « выключай. Быстрей выключай!» Да что ж такое? Вроде и пауза не больше секунды. И песня та. И тост закончился. Вот с тостом произошла ошибка. Оказывается (как объяснил тамада), тост не закончился. С другой стороны стола встаёт ещё тостующий и отвечает на тост предыдущего своим тостом. И это ещё минут 15-20. И только после этого мы сразу без паузы исполняем песню. Все слушают, выпивают. После этого встаёт Тамаз и нас представляет. Что-то долго говорит по-грузински. Мы встаём и купаемся в аплодисментах. И таких главных тостов за свадьбу было 4-5. Но перед каждым тамада и представляет тостующих. И после каждого тоста звучит песня, согласованная с Тамазом. Не могу пройти мимо ещё одного эпизода.

На свадьбу опоздали ещё гости, муж с женой. Причём видно, что русские. Их усадили в центр общего стола и т.д. Проходит минут 40 и опоздавший гость подходит к нам. И тут выясняется, что он десантник. И на его взгляд, грузинская свадьба без песни из репертуара группы «Голубые береты» — это не свадьба. Началось! А вот песни « Комбат – батяня…» и «Офицеры» ну никак не подходят. Причём тон разговора десантника Сергея тут же перешёл в угрожающий. И тут мы увидели, что такое настоящий тамада на грузинской свадьбе. Подходит Тамаз и, выслушав нас, говорит Сергею: « Сергей, дорогой, подожди с песней. Потом ребята тебе обязательно сыграют. А сейчас присядь за мой стол на минутку». Благо стол рядом с нашим и весь разговор мы слышали. Тамаз: « Сергей, ты с супругой немного опоздал. Поэтому ты

пропустил очень важные тосты. А у нас так не принято. Давай выпьем за родителей жениха и невесты!» Выпили. Тамаз: «А теперь за молодых…» и т.д. И закончил словами: « Сергей, дорогой, я вижу, что супруга у тебя за столом одна осталась. Это всё я виноват. Отвлёк тебя точка. Иди и извинись, пожалуйста, перед ней от моего имени». И добавил: « А зачем ты к музыкантам – то подходил?». «Не помню» — ответил Сергей и пошёл за стол к супруге. Браво, Тамаз!

А свадьба уже в разгаре. За нашими клавишами стоит грузинский музыкант и все поют грузинские песни. Грустные, весёлые. Не важно. Но передать Вам, как это звучит, я не могу. Это надо слышать. Всем известно как поют грузины, но в живую…! Как же может пройти грузинское застолье без хорошей песни? Никаких концертов не надо. И тут Тамаз обращается к нам: « а вы почему ничего не едите?» На что мы отвечаем что есть мы уже не можем, потому что просто объелись (настолько всё вкусно). Отойдя минут на 10 от стола, вернувшись, увидели, что наш стол накрыт заново. Всё горячее, зелень свежая, мясо только что с мангала… И хитрая улыбка Тамаза: « Я тут подумал, что вы не едите, потому что всё остыло!» Тамаза не победишь. И вот тут отдельно хочу сказать слова благодарности Тамазу. Он показал нам разницу, которая все-таки есть, между тамадой и ведущим на свадьбе. Настоящий тамада не только ведёт свадьбу в нужном направлении, но и контролирует всё, что происходит. И выходит достойно из любой спорной ситуации. И слово тамады на свадьбе всегда главное.

И в заключение свадьбы грузины, конечно, танцуют. Но апогея всех танцев является следующий обязательный свадебный момент. И представить это можно, вспомнив фильм «Мимино», когда Буба и Фрунзик в ресторане исполняют лезгинку. Фрунзик пытается поднять с пола платок. Причём, мало кто обращает внимание в этом эпизоде, что он это делает, садясь на поперечный шпагат. А на свадьбе дело было так. В центр ставится пол стакана водки (скорее всего не водки, ведь это для жениха). Задача состоит в том, что танцующий должен поднять этот стакан без помощи рук и выпить. Всё бы ничего, но стакан стоит на полу. Ещё одно условие – прежде чем начать попытку гость должен положить под стакан купюру (доллары, рубли – не важно). Пробовали многие и даже мужчины в преклонном возрасте. Но последним всё это мастерски проделал жених. Сел на поперечный шпагат, взял зубами стакан и выпил — таки, под аплодисменты гостей. Естественно, взял себе все деньги, как победитель конкурса.

Вообще мы себя на свадьбе не ощущали музыкантами в чистом виде. Ощущение было такое, что мы просто гости. И это всё благодаря самим хозяевам застолья – грузинам. А сами они оставляли свои проблемы за дверями этого зала и просто отдыхали и веселились. Потом Тамаз нам объяснил, что в Грузии свадьба принимает гостей человек 400-500. И длится она не 5-6 часов, а 5-6 дней. Гости приходят и уходят, а свадьба не останавливается. Могу себе представить. В

завершении к нам подошли Тамаз и ещё три представительных грузина. Поблагодарили и рассчитались.

«Свадьбы разные нужны, свадьбы разные важны». И вот мы стоим на улице. Аппаратура и инструменты в машине. А в голове один вопрос: « Что это было?». То ли мы были в гостях и воочию увидели настоящее грузинское гостеприимство. Или мы были в качестве музыкантов? Ответ был простой: « мы просто были на грузинской свадьбе!».